, Дамиан (Forment, Domian) Ок. 1475, Валенсия — 1540. Испанский скульптор, ведущий мастер арагонской школы. Родился, по-видимому, в Валенсии и первоначально учился скульптуре в мастерской своего отца, в которой преобладали готические приемы. Его ранний алтарь для коллегиаты в Гандии погиб в 1936. Сотрудничество с валенсийскими живописцами Яньесом и Льяносом в 1509 над созданием алтаря для капеллы корпорации ювелиров в Валенсии способствовало развитию его творчества в духе ренессансных традиций. Формент был уже известным в Валенсии скульптором, когда его пригласили в Арагон, где он начал работать для церквей Сарагосы. Его первый заказ — огромный алтарь из алебастра, посвященный Деве Марии, в церкви Науэстра Сеньора дель Пилар (1505—1515). Центральная часть алтаря состоит из композиций, изображающих Рождество Мадонны, Вознесение и Введение в храм; нижнюю часть алтаря, его цоколь, называемый обычно банко, составляют семь сцен, заполненных превосходными рельефами, исполненными в гораздо меньшем масштабе. К выдающимся произведениям Формента в Сарагосе принадлежат монументальные алебастровые алтари в церквах Сан Пабло (1511), в Сан Мигель де Новаррос (1518) и принесший мастеру особую славу алтарь собора в городе Уэске (1520—1534) с Распятием в центре и боковыми композициями Путь на Голгофу и Снятие с креста. Мастер сочетал в своих лучших работах готические и ренессансные формы, образцами которых служили для него итальянские гравюры. Он создал на редкость красивый тип алтаря: обычно выполненный из алебастра, в виде стоящей на цоколе прямоугольной готической рамы с верхним выступом, богато украшенной тонкой многослойной резьбой, где сочетаются угловатые и округлые формы, заглубленные и выступающие поверхности; устремленные в высоту линии подхватывают словно спущенные вниз кружевные завесы. В плетение орнамента вписываются разномасштабные стоящие фигуры святых и ангелов. В готическую декоративную структуру алтаря Дамиан Формент помещает несколько крупных рельефов. В каждом рельефе он мастерски решает сложные многофигурные композиции, уверенно моделирует объемы, выверяет пропорции. В алтаре каталонского монастыря в Поблете мастер обращается к более традиционной форме, в которой господствует четко обозначенный каркас, заполненный нишами со статуями (1527). Более поздний алтарь в церкви Сан Доминго де ла Кальсада в Логроньо (начат в 1537, не завершен) осложнен некоторыми приемами маньеризма, построен на живописном нагромождении мотивов, на беспокойном ритме движения, все его архитектурные детали словно затканы орнаментом.
Лит.: M. Abizanda y Broto. Damian Forment, Barcelona, 1942.
Т. Каптерева
0.00 байт
Форменная одежда членов Государственного совета в XIX веке
Показано, что исследование факторов, влияющих на преобразование гражданского форменного платья, способствует определению возможных путей развития всего государственного аппарата.