в мифах древних римлян богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повязкой на глазах.
Фортуна
Фортуна
Источник: Исторический словарь
ФОРТУНА
в римской религии богиня счастья, случая, удачи. Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, а также с повязкой на глазах. Отсюда — «колесо Ф.» — счастливый случай, удача, счастье.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФОРТУНА
богиня случая и судьбы. Ее изображали различным образом: то с рогом изобилия как дарующую счастье; то с рулем как руководительницу судеб; то с шаром в знак переменчивости счастья. Фортуну причисляли иногда к мойрам. Римская Фортуна вполне соответствовала греческой; поклонение ей в Риме было введено, по преданию, одним из древних царей.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Фортуна
в римской мифологии богиня счастья, случая и удачи. Первоначально богиня урожая, материнства, женщин. Ее почитали садоводы — праздник 11 июня, который совпадал с днем богини плодородия и деторождения Матер Матуты. Фортуна — защитница женщин, культ которой был введен матронами в благодарность за то, что по их просьбе Кориолан пощадил Рим. Фортуна покровительствовала женщинам, бывшим лишь один раз замужем. Введение культа Фортуны связывалось с царем Сервием Туллием, ставшим благодаря любви Фортуны из сына рабыни царем и воздвигшим ей несколько святилищ. Фортуна изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) или с повязкой на глазах. Фортуна была изображена на монетах почти всех римских императоров. Соответствует греческой богине Тихе.
Фортуна
(лат. Fortuna — счастье, удача, судьба), рим. богиня счастья, счастливого случая и удачи, соответствующая греч. Тихэ. Культ Ф. возник в Лации, где в Анции и Пренесте находились два знаменитых культовых сооружения с оракулами. В искусстве Ф. (как и Тихе) изображалась с рогом изобилия, колесом и рулевым веслом на катящемся или парящем шаре (или с крыльями). Ф. почиталась также как богиня — защитница отдельных лиц, общин, местностей и событий, получая при этом соотв. наименование (Ф. Августа, Ф. Redux, богиня «счастливого возвращения» Августа с Востока в 19 до н. э.). Во времена Империи Ф. отождествлялись со мн. другими божествами (Ф. Исида, Ф. Пантеа). Изображалась на картинах Мантенья, Рубенса, Тьеполо.
рис. Фортуна Panthea с рогом изобилия и рулевым веслом.
рис. Фортуна Panthea с рогом изобилия и рулевым веслом.
Источник: Словарь античности. 1989
ФОРТУНА
в рим. миф. богиня счастья, случая и удачи. В классич. время Ф. идентиф. с греч. Тихе. Первонач. богиня урожая, материнства, женщин. Как богиню плодов Ф. почитали садоводы, ее праздник (11 июня) совпадал с днем богини плодородия и деторожд. Матер Матуты. Ф. с эпитетом «девственная» посвящали свою одежду невесты. Ф. — защитница женщин, культ к-рой был введен матронами в благодарность за то, что по их просьбе Кориолан пощадил Рим, покровит. женщинам, бывшим лишь раз замужем. Впослед., возможно, под влиянием пренестинского культа Ф. стала богиней судьбы, счастл. случая. Введение культа Ф. связывалось с царем Сервием Туллием, ставшим благодаря любви Ф. из сына рабыни царем и воздвигшим ей неск. святилищ. Ф. почитали как Ф. — «судьбу сегодняшнего дня», «данного места», «частных дел», «доброй судьбы», «злой судьбы», «мужской судьбы», «милостивую» и пр. Из надписей императ. времени известно о существовании алтарей Ф.-покровительницы, воздвигнутых отдельн. легионами, корпорациями, ремесленными коллегиями, фамилиями, лицами, где она фигурировала вместе с пенатами. Она изображ. на монетах почти всех рим. императоров. Ее культу были близки культы Фелицитас — персониф. счастья, хорошего исхода, стойкости духа. Сближалась Ф. также с Исидой и Немесидой. Изображ. с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) или с повязкой на глазах.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Фортуна
лат. Fortuna)
в италийской и римской мифологии богиня счастья, судьбы и успеха. В древнейшую эпоху почиталось несколько Ф., каждой из которых поручалось покровительство урожаю, плодородию, деторождению. В Риме имелось несколько храмов Ф., главный из них был на Марсовом поле. Культ Ф. возник в городах Лация - Пренесте и Анции; она изображалась молодой женщиной с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, с повязкой на глазах. В начале периода Империи Ф. была покровительницей императоров.
Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
римская богиня счастья, случая и удачи, отождествлявшаяся с греческой богиней Тихе. Первоначально была богиней урожая и плодородия, покровительницей женщин и материнства. Ее праздник совпадал с днем рождения богини плодородия и деторождения Матер Матуты. По преданию, культ Ф. был введен Сервием Туллием, ставшим царем из сына рабыни. Почиталась Ф.-Примигения (первородная), которой вручали судьбу младенца, Ф.-Привата (частных дел), Ф.-Публика (общественных дел), Ф.-Бона (доброй судьбы), Ф.-Вирилис (судьбы мужчин), Ф.-Мулиэбрис (судьбы женщин) и др. Существовали также Ф. - покровительницы сословий и профессий: Ф.-Патриция, Ф.-Плебейя, Ф.-Эквестрис (покровительница всадников), Ф.-Дукс (покровительница полководцев), а в императорское время появились Ф.-Цезарис (покровительница Цезаря и его рода), Ф.-Августа (покровительница царствующего императора) и т.д. Существовали алтари Ф., воздвигнутые ремесленными коллегиями, военными частями и другими объединениями граждан. В эпоху империи Ф. была самой почитаемой богиней, ее сближали с Исидой, Немесидой, Фелицитас. Появился также культ Ф.-Пантейн (всех богов). Ф. изображали женщиной с рогом изобилия, сыплющей монеты, иногда стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) и с повязкой на глазах.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Римская богиня счастливого случая, судьба, соответствующая греческой Тихе. Фортуна почиталась как богиня-защитница отдельных лиц, общин; в таком случае ее называли по имени этого лица, например Фортуна Августа.
Фортуна, с рулем или рогом изобилия, многократно изображалась на картинах Мантеньи, Рубенса, Тьеполо.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в италийской и римской мифологии богиня счастья, судьбы и успеха. В древнейшую эпоху почиталось несколько Ф., каждой из которых поручалось покровительство урожаю, плодородию, деторождению. В Риме имелось несколько храмов Ф., главный из них был на Марсовом поле. Культ Ф. возник в городах Лация - Пренесте и Анции; она изображалась молодой женщиной с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, с повязкой на глазах. В начале периода Империи Ф. была покровительницей императоров.
Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
римская богиня счастья, случая и удачи, отождествлявшаяся с греческой богиней Тихе. Первоначально была богиней урожая и плодородия, покровительницей женщин и материнства. Ее праздник совпадал с днем рождения богини плодородия и деторождения Матер Матуты. По преданию, культ Ф. был введен Сервием Туллием, ставшим царем из сына рабыни. Почиталась Ф.-Примигения (первородная), которой вручали судьбу младенца, Ф.-Привата (частных дел), Ф.-Публика (общественных дел), Ф.-Бона (доброй судьбы), Ф.-Вирилис (судьбы мужчин), Ф.-Мулиэбрис (судьбы женщин) и др. Существовали также Ф. - покровительницы сословий и профессий: Ф.-Патриция, Ф.-Плебейя, Ф.-Эквестрис (покровительница всадников), Ф.-Дукс (покровительница полководцев), а в императорское время появились Ф.-Цезарис (покровительница Цезаря и его рода), Ф.-Августа (покровительница царствующего императора) и т.д. Существовали алтари Ф., воздвигнутые ремесленными коллегиями, военными частями и другими объединениями граждан. В эпоху империи Ф. была самой почитаемой богиней, ее сближали с Исидой, Немесидой, Фелицитас. Появился также культ Ф.-Пантейн (всех богов). Ф. изображали женщиной с рогом изобилия, сыплющей монеты, иногда стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) и с повязкой на глазах.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Римская богиня счастливого случая, судьба, соответствующая греческой Тихе. Фортуна почиталась как богиня-защитница отдельных лиц, общин; в таком случае ее называли по имени этого лица, например Фортуна Августа.
Фортуна, с рулем или рогом изобилия, многократно изображалась на картинах Мантеньи, Рубенса, Тьеполо.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)