Фотий
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Источник: Словарь античности. 1989
константинопольский патриарх, один из образованнейших людей своего времени. Составил «Лексикон», содержащий ок. 800 статей с объяснением знач. слов, приложением редких синонимов и фразеолог. материала, и «Библиотеку» (или «Мириобиблион»), в к-рой излагаются содержание, отрывки и крит. замечания о 280 ныне б. ч. утерянных произв. др.-гр. прозы.
Соч.: Памятники византийской литературы IX - XII вв. М., 1969.
Лит.: Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета. IX - XI вв. М., 1978.
Ц.К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Фотий (в миру Григорий Федорович Щиревский, 1811 - 77) - духовный писатель, архимандрит, магистр киевской духовной академии; был профессором церковного красноречия в казанской академии, инспектором ее, затем ректором разных семинарий, наконец настоятелем новгород-северского (черниговской епархии) первоклассного Спасопреображенского монастыря. Кроме многих проповедей, напечатанных в "Христианском Чтении" и "Страннике", и статьи "О характере Священного писания" (напечатаны в "Страннике" за 1861 г., часть III, книга 9), Ф. принадлежат статьи духовного содержания в "Христианском Чтении" и "Воронежских Епархиальных Ведомостях". Одна проповедь Ф., в день святых Кирилла и Мефодия, издана отдельной брошюрой в Санкт-Петербурге (1867). См. П. Знаменский "История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования" (Казань, 1891 - 92, тома I и II); Иван Сперанский "Очерк истории смоленской духовной семинарии" (Смоленск, 1892).
Источник: Биографический словарь. 2008
Ф. сочетал служение церкви с плодотворной деятельностью мецената, поклонника и знатока ант. культуры. Автор «Мириобиблиона» («Множество книг»), где рассматривается творчество 280 ант. и ранневизант. писателей с обширными цитатами из оригиналов (многие ныне утраченные сочинения ант. авторов дошли до нас именно благодаря сохранившемуся труду Ф). Ф. — автор сочинений по философии, богословию, церк. праву. Ему принадлежат многочисленные проповеди и письма по вопросам церк. догматики и полемики, но в некоторых из них даны важные сведения по внутренней и внешнеполит. истории Византии.
Лит.: Каждан АЛ. Социальные и политические взгляды Фотия // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 2. М.; Л., 1958; Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. М., 1989; Рассейкин Ф.М. Первое правление Фотия патриарха константинопольского. Сергиев-Посад, 1915.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Фотий (в миру Феодор) - старец Иосифова Успенского Волоколамского монастыря, ученик Кассиана Босого, духовный писатель. До 1500 г. жил в Путивле на службе у князя Богдана Глинского и занимал должность дядьки сына Богдана, Владимира. При завоевании Путивля войсками великого князя Ивана Васильевича III (1500), Ф. был взят в плен вместе с князем Богданом и его семьей и попал к боярину Юрию Ивановичу Замятину. Прожив несколько лет у Замятина, Ф. поселился в Волоколамском монастыре, где принял монашество от знаменитого основателя этого монастыря, Иосифа . Изучив устав, введенный Иосифом, и правила иноческой жизни, Ф. скоро стал заметным лицом в монастыре; он прославился среди монахов начитанностью, духовными подвигами и в то же время скромностью, заставлявшей его всегда избегать старейшинства. Он был также трудолюбивым переписчиком книг. Из сочинений Ф. дошли до нас немногие, вероятно, только небольшая часть им написанного: 1) "Служба святому Иосифу Волоколамскому"; 2) "Поучение против сквернословия"; 3) "Посланейце утешительно к старице Александре". Ф. умер, по сообщению Вассиана , в 1554 г. (9 марта); последние 25 лет жизни он провел в монастыре безвыходно. Ср. И. Хрущев "Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого" (1868, стр. 48, 68 - 69); архиепископ Филарет "Обзор русской духовной литературы" (1884, стр. 156); П. Строев "Библиологический словарь" (1882, стр. 287 - 88); митрополит Евгений "Словарь исторический о писателях духовного чина" (1827, том II, стр. 276 - 77); В. Ключевский "Древнерусские жития святых" (1871, стр. 295 - 96); "Памятники старинной русской литературы", изданные графом Кушелевым-Безбородко (т. IV, 1862, стр. 189 - 191); иеромонах Иосиф "Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии" (1882, стр. 109, 16, 182); П. Строев "Описание рукописей монастырей Волоколамского" и др. (Санкт-Петербург, 1891, стр. 68, 69, 176).
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Фотий - митрополит киевский и всея России, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданного митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. удалось примирить его с собой: Витовт признал его митрополитом и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл, в сопровождении послов императорского и патриаршего, в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия, Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напечатанное в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, № 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он со своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю (напечатанного в "Памятниках" Павлова , № 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него великому князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха - пройти в Константинополь и просить у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. явился в Литве, то, по приказанию Витовта, был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (IX, 716). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Исторических", том I, № 19 и в "Памятниках" Павлова, № 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полном Собрании Русских Летописей", IV, 116 и в Никон. Летописях, V, 65; послание во Псков - в "Актах Исторических", I, № 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правлении Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см. XXXI, 796 - 98). После смерти великого князя Василия Дмитриевича, Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия , утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полном Собрании Российских Летописей", VI, 144; Никон. Лет., V, 100; "Собрание Государственных Грамот и Договоров", II, № 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечатано в "Дополнении к Актам Историческим", том I, № 182), на Сретение Господне (в "Православном Собеседнике", 1860, часть II, стр. 453), в неделе - о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, часть III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Православном Собеседнике", 1861, часть II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, часть III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 181 и в "Памятниках" Павлова, № 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукописях по "Описанию" Горского и Невоструева , № 330; указание на другое в "Библиографическом Словаре" Строева , т. 1); три учительные послания во Пскове также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны - первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах Исторических", том I, № 21, в "Памятниках" Павлова, № 42; второе - от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах Исторических", том I, № 30 и у Павлова, № 53; третье - от 4-го января неизвестного года в "Актах Исторических", том I, № 35 и у Павлова, № 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечатаны в "Дополнениях к Актам Историческим", том 1, № 180); послание в псковский Снетогорский монастырь (напечатано в "Актах Исторических", том I, № 26 и у Павлова, № 46); послание к преподобному Павлу Обнорскому (в "Актах Исторических", т. I, № 257 и у Павлова, № 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви послужило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуйя" (1419). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собою простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (например, слово о бездождии, вторая часть которого - дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст , Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. протоиерей Горский "Ф., митрополит киевский и всея России" ("Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе", часть XI, Москва, 1852); А. Вадковский (епископ Антоний), "О поучениях Ф., митрополита киевского и всея России" ("Православный Собеседник", часть I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" (Санкт-Петербург, 1892); епископ орловский Макарий "О трудах святителя Ф., митрополита киевского и всея России" ("Духовные Беседы", 1870, № 18 - 20, 23 - 27); Голубинский "История русской церкви" (т. II, Москва, 1900).
Источник: Биографический словарь. 2008
Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) - известный церковный деятель. Родился в 1792 г. в погосте Спасском, Новгородского уезда, где его отец был дьячком. В 1814 г., окончив курс в новгородской академии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, но уже в следующем году, вынужденный по болезни оставить ее, был определен учителем в Александро-Невском духовном училище. Состоя, по тогдашним правилам, в непосредственном отношении к семинарскому начальству, Ф. имел возможность сойтись с ректором семинарии, архимандритом Иннокентием (умер в 1819 г. на пути в Пензу, куда был хиротонисан во епископа). Иннокентий был человек высоких аскетических воззрений. По собственному признанию, Ф. замечал "все слова Иннокентия, поступки, виды, действия, дух веры" и слагал в тайниках своей души "образ жития благочестивого". В 1817 г. Ф. принял монашество, получил священный сан и был назначен законоучителем во второй кадетский корпус. С первого же года он выступил против господствовавшего в тогдашнем обществе мистического настроения, или, по его собственному выражению, "против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих". Резкие обличения его не остались без влияния на разрыв связей, иногда довольно тесных, между мистиками и некоторыми представителями духовенства. Один из иеромонахов, занимавший довольно видный пост, допустил кощунственный поступок, молва о котором быстро обошла общество. После этого Ф. с еще большей уверенностью "возвысил вопль свой, яко трубу", и дошел до того, что в городе стали говорить, будто он помешался. Ф. было сделано внушение, мало подействовавшее на него, потому что в среде тогдашнего петербургского общества и высшего духовенства были лица, сочувствовавшие ему, хотя и не решавшиеся обнаруживать свое сочувствие, так как господствующее положение занимала еще партия противоположных Фотиевым воззрений. В 1820 г., после проповеди, произнесенной в Казанском соборе, Ф. был удален из Санкт-Петербурга и назначен настоятелем Деревяницкого монастыря, в 3 верстах от Новгорода. Это назначение принесло Ф. игуменский сан, но, будучи в сущности почетной ссылкой, не могло его не огорчить, тем более что Деревяницкий монастырь был один из самых захудалых. К этому времени относится знакомство Ф. с графиней А.А. Орловой-Чесменской , которую направил к нему ее прежний духовный отец, преосвященный Иннокентий. Графиня слушала проповеди Ф. в Казанском соборе; когда он был удален из Санкт-Петербурга, она сообщала ему столичные новости, присылала щедрые пожертвования и вообще всячески поддерживала его дух, а в то же время хлопотала о возвращении его в Санкт-Петербург. Под ее влиянием митрополит Серафим в январе 1822 г. перевел Ф. в Сковородский монастырь, с возведением в архимандриты, а после Пасхи того же года вызвал его в Санкт-Петербург и поместил в лавре. Ф. сразу примкнул к обществу благочестивых дам высшего света и, как человек оригинальный, убежденный, смелый и окруженный некоторым ореолом изгнания и подвижничества (он носил вериги), имел в этом обществе большой успех. Влияние новой среды вредно сказалось на Ф., способствуя утраты прямоты и развитию лукавства, о чем он, по крайней самоуверенности, без стеснения вспоминал в последующие годы. 21 мая, при освящении новой церкви в лавре, Ф. познакомился с обер-прокурором Святейшего Синода князем А.Н. Голицыным (см. IX, 50 - 51), был приглашен к нему в дом и после неоднократных свиданий с ним у графини Орловой, где он "девице и князю предлагал слово и дело Божие по три, по шести и до девяти часов в день", был зачислен князем его "духовным учителем" и "златоустом". Когда Ф. стал собираться в свой монастырь, князь Голицын удержал его до возвращения в Санкт-Петербург Государя, обещая исходатайствовать ему аудиенцию. Свидание с Государем произошло 5 июня, в Каменноостровском дворце. Этому свиданию, во всяком случае необычному, придавали особенное значение. Митрополит благословил Ф. древней иконой нерукотворного Спаса, а Голицын долго беседовал с ним накануне аудиенции. Ф., собственно говоря, шел против Голицына, но не показывал и виду, что он его противник. Входя во дворец, Ф. крестил все входы и выходы, "помышляя, что тьмы здесь живут и действуют сил вражиих". Беседа с Государем шла "о делах веры и церкви". Вскоре затем Ф. получил из кабинета Его Величества наперсный крест с драгоценными украшениями, а в августе был назначен настоятелем первоклассного Юрьевского монастыря. Рекомендуя Ф. Синоду, митрополит выставлял на вид, что Фотием исправлены в короткое время два монастыря без пособия со стороны казны, почему есть надежда, что им будет исправлен и Юрьев монастырь. Перед отъездом в Новгород Ф. был приглашен к императрице и в разговоре с ней коснулся, как он выразился, "до князя Голицына и прочих врагов веры, сынов беззакония". Голицын, ничего не подозревая, благоговейно переписывал получаемые от Ф. письма характера не только не обличительного и не враждебного, но даже льстивого, и пересылал их графине Орловой. Полтора года, проведенные Ф. в Юрьевском монастыре, были временем, когда его авторитет укрепился незыблемо. Когда, вызванный в феврале 1824 г., Ф. явился в Петербург, он уже не стеснялся выставлять себя каким-то воинственным орудием Промысла, определенным на поражение духов злобы, изрекал загадочные тирады, говорил о своих видениях и снабжал представителей высшего общества широковещательными посланиями. Два таких послания, в которых заключались намеки на какую-то тайну, были доставлены и Государю. В результате Ф. добился того, что он 20 апреля был приглашен явиться в кабинет Государя тайно, с секретного входа, и беседовал с ним три часа. После этого, Ф. порвал всякие сношения с князем Голицыным, даже предал его анафеме, обзывая духовным Наполеоном и не стесняясь всем о том рассказывать и даже писать Государю. Устранив себя от вмешательства в дела веры и принимая Ф. за истинного выразителя взглядов церковной иерархии, Государь оставил безнаказанной самовольную анафему и отстранил князя Голицына от управления министерством народного просвещения и духовным ведомством (15 мая 1824 г.), но сохранил за ним министерство почт. Как ни старалась враждебная Голицыну партия, имевшая во главе Аракчеева и выставлявшая своим передовым бойцом Ф., все же она окончательно погубить Голицына не могла. Тогда ее усилия были направлены на устранение сподвижников Голицына и на уничтожение результатов того направления, представителем которого был Голицын. Ожесточенная борьба шла против библейского общества (см. Библейские общества в России, III, 705 - 706); предполагалось преобразование духовных училищ, запрещены были некоторые книги, прежде одобренные, между прочими краткий катехизис, составленный митрополитом Филаретом . Ф., сильно поддерживаемый Аракчеевым и митрополитом Серафимом, окруженный лестью своих приверженцев, представлял Государю благосклонно принимаемые "хартии", в которых писал о "тайне беззакония", о "заговоре под звериным апокалипсическим числом 666", о влиянии Англии, о революции, имеющей быть в 1836 г. и т. п. Все апокалиптические тайны и речения в записках Ф. сводились обыкновенно к тому, что "непременно и немедленно нужно ныне выслать из столицы, некоторых навсегда, по плану, прежде поданному". Этот прежде поданный план, заключавший в себе ясный только одному автору смысл, оставался без выполнения, как и все советы Ф., удручающим образом действуя на Государя и еще более увеличивая и без того свойственное ему в последние годы его жизни мрачное настроение. С воцарением императора Николая I положение Ф. резко изменилось. Государь дозволил ему писать в собственные руки о чем угодно, но, не допуская криводушия и не любя неясности, исключил Ф. из среды близким к престолу лиц. Ф. должен был отказаться от роли вещателя тайн, пророка государева, спасателя церкви и отечества и стать в ряды ординарных архимандритов-настоятелей; после "дел великих и необычайных" ему опять пришлось ведаться с несогласиями, недовольством и неповиновением монастырской братии. Привыкнуть к этому было нелегко, и вся последующая жизнь Ф. представляет собой непрерывный ряд различных странностей и неожиданностей, давших повод митрополиту Серафиму выразиться о нем, что "не сносить ему головы своей, ежели нрава своего не переменит". В то же время Ф. крайне изнурял себя аскетизмом. Словно будучи привязан на цепи, он "рвался и метался, не находя выхода для своей кипучей энергии, пока смерть не погасила снедавшего его пламени". Скончался Ф. 26 февраля 1838 г., среди тяжких аскетических подвигов, и был похоронен в заранее приготовленном им для себя гробе в Юрьевском монастыре, который он богато обстроил на средства, пожертвованные графиней Орловой. Необычайные отношения к императору Александру I , соединенные с некоторой таинственностью, постоянные речи о ниспровержении "врага церкви" (дьявола, в лице "сектантов"), об особом избрании, о видениях и откровениях, витийственный склад речи, широкая благотворительность на средства графини Орловой, наконец, бесспорный аскетизм, молитвы, бдения, вериги, воздержание, непоколебимая преданность "делу церкви" - все это было причиной того, что в Новгороде и его окрестностях, среди простого народа, в также в значительной части петербургского общества и во многих других местностях России, Ф. считался праведником, "святителем", избранником Провидения. После Ф. осталось в Юрьевском монастыре множество рукописей, заключающих в себе его автобиографию, проповеди, письма и разного рода материалы. Проповеди Ф. отличаются сильным чувством веры, но чрезвычайно "витийственный" слог делает их мало вразумительными. Этим недостатком страдают и все другие писания Ф. В "Автобиографии", напечатанной в "Русской Старине" 1894 - 1896 гг. и представляющей смесь "жития" с исторической монографией, Ф., кроме весьма подробного повествования о разных переменах в своей жизни, высказывает свой взгляд на современное ему положение церкви, государства, общества, духовенства, входит в оценку преобладавшего в то время в обществе мировоззрения наиболее видных деятелей и т. п. Воззрения Ф. чрезвычайно односторонни и пропитаны нетерпимостью, как и его суждения о лицах. Письма его заключают в себе значительную долю лести по отношению к адресатам. Литература. Е. Карнович "Архимандрит Ф., настоятель новгородского Юрьева монастыря" ("Русская Старина", 1875, № 7 и 8, и в книге "Замечательные и загадочные личности XVIII - XIX столетия", Санкт-Петербург, 1884); К. Попов "Юрьевский архимандрит Ф. и его церковно-общественная деятельность" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1875, № 2 и 6); И. Морошкин "Архимандрит Ф." ("Русская Старина", 1876, № 10); С. Миропольский "Ф. Спасский, юрьевский архимандрит" ("Вестник Европы", 1878, № 11 и 12); Н. Барсов "Князь А.Н. Голицын и архимандрит Ф." (Санкт-Петербург, 1881); П. Знаменский "Чтения из истории русской церкви за время царствования императора Александра I" (Казань, 1885); И. Чистович "Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия" (Санкт-Петербург, 1894); А. Слезкинский "Архимандрит Ф. и графиня Орлова-Чесменская" ("Русская Старина", 1899, № 11); Н. Соловьев "Архимандрит Ф. Из семейных воспоминаний" ("Русский Архив", 1898, том II); священник Н. Стеллецкий "Князь А.Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность" (глава VI - Падение князя А.Н. Голицына - в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1901, август; С.Г. Рункевич "Ф.", в "Русском Библиографическом Словаре" (Санкт-Петербург, 1901). В предисловии к автобиографии Ф. ("Русская Старина", 1894, март) подробно указана литература о Ф. и его сочинениях. О рукописях Ф. см. "Русский Архив", 1873, том II (статья Лилеева ), "Чтения в Обществе Истории и Древностей", 1880, книга I (статья Н.В. Сушкова) и "Христианское Чтение", 1896, книга I ("Письма Ф. к обер-прокурору Святейшего Синода С.Д. Нечаеву", статья С.Г. Рункевича).
Источник: Биографический словарь. 2008