принцип экзистенциально-антропологической теории исторического познания, ориентирующий историка на возможность различных интерпретаций исторической реальности как совокупности ее разрозненных сегментов. Ф. в и. п. содержит два аспекта: предметный и методологический. Предметный аспект проявляется в «рассеивании» исторической реальности, благодаря чему прошлое воспринимается не в качестве целостной системы, а как мир изолированных и самодостаточных его фрагментов. Методологический аспект реализуется в фрагментации исторического знания, которая, с одной стороны, порождается дисциплинарным расколом исследовательского поля исторической науки, растущей специализацией познавательной деятельности, включением все новых элементов прошлого в тематический круг исторических сюжетов. С другой стороны, фрагментация исторического знания является следствием интерпретирующего характера исторического познания и связанного с ним конфликта интерпретаций [А. Мегилл]. Наиболее завершенную форму Ф. приобрел в постмодернистской теории исторического познания, которая характеризуется радикальным отказом от «тирании» истории целого, тяготением ко всему фрагментарному, мимолетному и неустойчивому в ней.
В современной исторической науке Ф. оценивается неоднозначно: с одной стороны, он способствует росту и развитию исторического знания, с другой - сопровождается утратой целостного восприятия исторической действительности, без которого оказываются непроясненными и отдельные ее фрагменты. Ф., порождая экспоненциальный рост исторического знания, приводит к уменьшению его объяснительного потенциала. Кроме того, Ф. сопровождается автономизацией исторических концепций и научной изоляцией различных школ в исторической науке, возведением искусственных границ между ними. Поэтому в современном научном сообществе актуализируется потребность перехода от фрагментации к интеграции исторического знания.
В связи с этим усиливается критика фрагментизма, преодоление которого видится на путях кросс-дисциплинарного синтеза.
Лит.: Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева. М., 2003; Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования. М., 2005; Мегилл А. Историческая эпистемология / Пер. с англ. М. Кукарцевой, В. Катаева, В. Тимо нина. М., 2009. С. 8-9; Николаева И. Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. Томск, 2010; ТошД. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. А. В. ЛУБСКИЙ
ФРАГМЕНТИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
ФРАГМЕНТИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.