Францисканцы

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Францисканцы
(минориты, fratres minores — меньшие братья) — члены первого нищенствующего монашеского ордена, основанного в Италии в 1207–1209 гг. Франциском Ассизским. Назывались также “серафимовыми” или “серыми” братьями. Проповедовали совершенную бедность, строгое послушание папе, проповедь, уход за телесно и духовно больными. Как духовники государей XIII–XVII вв. пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией. Из среды францисканцев выделилось особое братство капуцинов, учрежденное в 1525 г.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Францисканцы
Францисканцы (Franciscans), члены монашеского ордена, основанного св. Франциском Ассизским. Устав Ф., провозглашавший строгое соблюдение обета бедности, был одобрен папой Иннокентием III в 1209- 10 гг. и подтвержден в 1223 г. Ф. быстро завоевали популярность благодаря своим проповедям среди бедных и больных. По мере роста числ. в ордене обозначились два направления: "духовники", настаивавшие на букв, соблюдении устава, и "умеренные", чьи взгляды возобладали, что позволило ордену приобрести коллективную собственность. В 16 в. орден Ф. был реформирован. В рез-те возникли орден капуцинов, получивший благословение папы Климента VII в 1528 г., и женский орден, известный как Орден кларисс; существовал также орден, действовавший среди мирян.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Францисканцы
монахи католического нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207- 09 гг. Франциском Ассизским. Организация францисканцев выросла из религиозного братства (миноритов), созданного с целью проповеди в народе евангельских истин (бедность, аскетизм, любовь к ближнему и др.). В 1223 г. папа Гонорий III утвердил устав ордена. Основание этого ордена положило начало нищенствующим орденам. Францисканцы, одетые в коричневую шерстяную тунику, перепоясанные веревкой, в сандалиях на босу ногу, странствовали по стране с проповедями. Наряду с доминиканцами участвовали в инквизиции. В 1525 г. как ответвление ордена францисканцев возник орден капуцинов. Францисканцы подверглись гонениям во время революций в Европе 18- 19 вв. К концу 19 в. орден был восстановлен. Занимается миссионерской деятельностью в странах Азии и Африки. Орден францисканцев со своими ответвлениями насчитывает около 50 тыс. членов, в том числе в Европе более 28 тыс. чел.

Источник: Исторический словарь

ФРАНЦИСКАНЦЫ
католический нищенствующий монашеский орден, создан Франциском Ассизским в Италии в 1207—1209 гг. Вскоре получил распространение и в других западноевропейских странах. Самим основателем был назван Орденом меньших братьев, под этим названием утвержден папой в 1223 г. Уставное требование бедности относилось у Ф. не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Ф. жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден со временем превратился в надежного защитника интересов папства: Ф. вели борьбу против ереси, участвовали в инквизиции. В 1256 г. папа предоставил Ф. право преподавания в университетах. Ф. занимались и миссионерской деятельностью. В XVI—XVIH вв. они были изгнаны из некоторых стран, однако и в настоящее время яапяются одним из влиятельных католических орденов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Францисканцы
католический нищенствующий монашеский орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207 – 1209 г.г., но вскоре получил распространение и в других странах Западной Европы. Самим основателем был назван Орденом меньших братьев; под этим названием был утвержден папой в 1223 г. Уставное требование бедности относилось у них не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедывали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало росту их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден францисканцев со временем превратился в надежное оружие защиты интересов папства: они боролись против ереси, участвовали в инквизиции, активно поддерживали католическую реакцию, проповедуя идеи смирения и покорности. В настоящее время францисканцы являются одним из влиятельных католических орденов. Орден возглавляет генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францисканский монашеский орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским. См. Католицизм, Бернардинцы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ФРАНЦИСКАНЦЫ
franciscani) - монахи католич. нищенствующего ордена, осн. в Италии в 1207-09 Франциском Ассизским. Орг-ция Ф. выросла из религ. братства (миноритов), созданного с целью проповеди в народе евангельских истин (бедность, аскетизм, любовь к ближнему и пр.). В 1212 было образовано жен. ответвление ордена Ф. - орден клариссинок, в 1221 - примыкающее к Ф. братство терциариев. Папство подчинило Ф. своему контролю. В 1223 папа Гонорий III утвердил устав ордена. Основанием ордена Ф. было положено начало нищенствующим орденам. Ф., одетые в коричневую шерстяную тунику, перепоясанные веревкой, в сандалиях на босу ногу, странствовавшие по стране с проповедями, использовались церковью для подрыва влияния еретиков, клеймивших жадность и распущенность духовенства. Рост популярности, пожертвования мирян вели к обогащению Ф., к-рое было легализовано в нач. 14 в. папством, объявившим имущество Ф. принадлежностью церкви, лишь предоставляемым ею Ф. Наряду с доминиканцами Ф. участвовали в инквизиции. В 1256 папство предоставило им право преподавать в ун-тах. С 30-х гг. 13 в. внутри ордена развернулась борьба между ревнителями принципа отказа от имущества (с спиритуалами) и "умеренными", ратовавшими за смягчение этого принципа (конвентуалами). В 1525 как ответвление ордена Ф. возник орден капуцинов. Ф. подверглись гонениям во время Вел. Франц. революции, Исп. революции 1834-43 и др. бурж. революций 19 в. в Европе. К кон. 19 в. орден был восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и др.). В эпоху империализма, подобно др. монашеским орденам, Ф. стали орудием клерикализма. В совр. условиях часто используются для миссионерской деятельности в странах Африки и Азии. Орден со своими ответвлениями насчитывает св. 50 тыс. членов, из них в Европе более 28 тыс. (1971).

Лит.: Sessevale F., Histoire g?n?rale de l´ordre de Saint Fran?ois, t. 1-2, Le Puy-en-Velay, 1935-37; Lambert M. D., Franciscan poverty, L., 1961.

M. A. Заборов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Францисканцы
члены нищенствующего монашеского ордена, созданного Франциском Ассизским. Важной особенностью устава ордена было требование отказа не только от индивидуальной собственности каждого монаха (в соответствии с обетом бедности), но и коллективной собственности всего ордена. По предписанию Франциска его последователи должны были добывать пропитание поденными работами либо испрашиванием милостыни (брать деньги запрещалось), проповедовать евангельский образ жизни в обществе. Поначалу странствующие и проповедующие ф. не имели постоянных мест обитания, монастыри у ф. появились позднее.
Численность ф. росла быстро, уже в 1217 г. у Франциска Ассизского было 5 тыс. последователей. В орден вступали люди различной социальной принадлежности, но основную массу составляла гор. беднота. По уставу, во главе ордена стоял избираемый генерал. Он имел право созывать генеральный капитул — общее собрание всех ф. (позднее из-за возрастания численности ф. на капитул собиралась лишь иерархия ордена, большинство же монахов участвовало лишь в собраниях по провинциям). Территория действия ордена ф. была разделена на провинции во главе с провинциалами, обладавшими исключительным правом приема новых членов ордена.
По замыслу пап, орден ф. был создан как орудие борьбы с тогдашним массовым недовольством богатствами церкви, феодалов. Орден должен был впитать в себя таких недовольных, поставить их под контроль папства, ведь руководство ордена требовало повиновения церковной иерархии.
Ф. активно занимались проповеднической деятельностью, миссионерством. Напр., в конце XIII в. францисканец Иоанн Монтекорвино был направлен в Китай, и орден обосновался и там. Вместе с доминиканцами ф. вскоре стали играть ведущие роли в преподавании в университетах. Среди них появились известные ученые (Роджер Бэкон, Уильям Оккам, один из генералов ордена Джованни Бонавентура и др.). Ф. вели борьбу с ересями и приняли активное участие в инквизиции. Однако и часть самих ф. стала жертвами инквизиции. Это были т.наз. «спиритуалы». Спиритуалы требовали строгого соблюдения заветов Франциска Ассизского, прежде всего абсолютной нищеты. Противниками их выступали конвентуалы, считавшие возможным отступление от этого принципа. Верх в ордене взяли конвентуалы, и папа Иннокентий IV смягчил строгости устава ф., объявив, что все, чем владеет орден, является собственностью папы. Таким образом, был обойден запрет для ф. иметь индивидуальную либо коллективную (всего ордена) собственность. Спиритуалы выступили против этого решения. Их лидеры (Джерардо ди Борго Сан-Донино, Петр Оливи) осуждали «плотскую» (т.е. католическую) церковь и предвещали ее замену церковью «духовной», основанной на первохристиан. идеалах. У спиритуалов нашлось немало последователей и среди светских людей. Из среды спиритуалов вышел Герардо Сегарелли, основатель секты «апостольских братьев». Именно эта секта подготовила восстание Дольчино.
Взгляды спиритуалов были объявлены ересью, ими занялась инквизиция. Тело умершего Оливи было извлечено из земли, а его прах развеян по ветру. К 30-м гг. XIV в. движение спиритуалов было разгромлено.
Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Керов ВЛ. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII — начале XIV века. М., 1986; Котляревский С А. Францисканский орден и римская курия в XIII—XIV вв. М., 1901; Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Францисканцы
ordo fratrum minorum», «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
История
В 1223 г. папа Гонорий III утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.
В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».
Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII — XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII в. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии. В 1256 папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду великих мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.
В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает более 4,5 тысяч монахов и более миллиона мирян: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.
Орденское одеяние — темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны четки, круглый короткий клобук и сандалии.
Ветви францисканского ордена
Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных клариссинок, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска. Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.
В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов. Орден капуцинов — основан в 1525 г. Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г.
Известные францисканцы
* Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) — основатель ордена
* Св. Антоний Падуанский (1195—1231)
* Роджер Бэкон (ок.1214 — после 1294) — знаменитый английский философ и естествоиспытатель
* Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220—1272)
* Св. Бонавентура (1221—1274) — генерал ордена, знаменитый богослов
* Вильгельм де Рубрук (1225—1291) — миссионер, путешественник
* Якопоне да Тоди (1230—1306) — итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
* Раймунд Луллий (1235—1315) — каталанский писатель
* Александр из Гэльса — парижский профессор
* Джованни Монтекорвино (1246-1328) — первый архиепископ пекинский
* Блаженный Дунс Скот (1265—1308) — знаменитый философ-схоластик
* Вильгельм Оккам (1280—1347) — великий философ-схоластик
* Одорико Порденоне (1286—1331) — путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
* Франческо Петрарка (1304—1374) — великий итальянский поэт
* Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха
* Варфоломей Пизанский — (XV в) — автор Liber conformitatum sancti Francisci ***** Christo, изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул
* папа Сикст IV (1471—1484) — знаменитый теолог
* Франсуа Рабле (1494—1553) — великий французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
* Бартоломей Камби — известный проповедник
* Бернардино де Саагун — автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
* папа Сикст V — прославленный государственный деятель
* папа Климент XIV
* Иоанн Капистриан (1386—1456) — святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
* Блаженный Сеферино (1861-1936) — официальный покровитель цыган
* Максимилиан Мария Кольбе (1894—1941), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году, добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.
Францисканцы в литературе
* брат Вильгельм Баскервильский — главный герой романа «Имя розы» Умберто Эко
* братец Тук — друг и сподвижник Робина Гуда
* отец Луис Веласко - один из двух главных героев романа "Самурай" Сюсаку Эндо
* брат Лоренцо - монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" , а также новелл Банделло и да Порто
Францисканцы в изобразительном искусстве
* цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300—1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
* изображения св. Франциска работы Эль Греко — не портретные, а скорее собирательные образы

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Расширяя границы мира, или как францисканцы открывали азиатский Восток

Садченко В.Н.
Статья отражает специфику миссионерской активности францисканских монахов в последней трети XIII начале XIV вв.
Читать PDF
0.00 байт

От инквизиторов римского престола к королевским следователям: францисканцы во Франции в первой полов

Кравцова Елена Сергеевна
В статье рассматривается период истории Францисканского ордена с 1226 по 1247 гг.
Читать PDF
0.00 байт

«День гнева»: францисканцы и апокалиптика

Самарина Марина Сергеевна
В статье анализируется один из самых известных религиозных текстов Средневековья латинский гимн «День гнева», созданный во францисканском ордене в эпоху напряженных духовных исканий XIII столетия.
Читать PDF
0.00 байт

Францисканцы и становление парижского университета

Клестов А.А.
В статье рассматривается значение и роль Францисканского ордена в становлении Парижского университета (1200-1274).
Читать PDF
0.00 байт

Путешествие на Восток Франциска Ассизского: литературные отзвуки через столетия

Самарина Марина Сергеевна
В статье рассматривается отражение в литературе путешествия на исламский восток, совершенного в начале тринадцатого столетия великим итальянским мистиком и религиозным реформатором Франциском Ассизским, в результате которого состо
Читать PDF
0.00 байт

Складывание францисканской агиографии

Дусаева Энже Мидхатовна
В статье на примере житий Св. Франциска Ассизского исследуется процесс складывания нового канона агиографического повествования. Автор, анализируя официальные жития, фиксирует момент формирования культурной памяти о святом.
Читать PDF
0.00 байт

Символика волка в культуре: от Капитолийской волчицы до волка Франциска Ассизского

Самарина Марина Сергеевна
В статье дан анализ символики волка в средневековой литературе и мифологии, а также анализируется легенда об укрощении волка из Губбио средневековым итальянским мистиком Франциском Ассизским и делается вывод о символическом значен
Читать PDF
0.00 байт

Вклад С. А. Котляревского в изучение истории францисканского движения

Захарченко Ольга Валерьевна
Проанализирован научный труд С.А. Котляревского, посвященный истории францисканского ордена и его отношений с папским престолом. Дана оценка вкладу, внесенному ученым в историю средневекового католицизма.
Читать PDF
0.00 байт

Англо-французское противостояние в Шотландии и Ирландии в годы правления Генриха VIII и Франциска I

Козлов М. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Письма францисканцев из Золотой Орды: сведения латинских источников о религиозной политике хана Узбе

Хаутала Роман
Несмотря на большое количество научных публикаций, процесс начальной исламизации Золотой Орды до сих пор остается недостаточно изученным.
Читать PDF
0.00 байт

Францисканские миссии на Руси XIII-XV вв. В польской историографии

Стасюк Андрей
Данная статья предлагает комплексный анализ и систематизацию исследований польской исторической науки, посвященных францисканским миссиям на Руси XIII-XV вв.
Читать PDF
0.00 байт

Ярлык хана Узбека францисканцам Золотой Орды 1314 года: латинский текст, русский перевод и комментри

Хаутала Роман
Настоящая статья содержит латинский текст, русский перевод и комментарии к ярлыку хана Узбека (1312/13-1341). Хан Узбек предоставил этот ярлык францисканцам Золотой Орды 20 марта 1314 года.
Читать PDF
0.00 байт

Письмо Ладислава, францисканского кустодия Газарии (Каффа, 10 апреля 1287 года)

Хаутала Роман
Следующее ниже письмо брата Ладислава, францисканского кустодия Газарии (то есть Северного Причерноморья), содержит интересное описание столкновения католических миссионеров с мусульманскими резидентами Солхата.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты апостольского служения францисканцев в Англии в XIII в

Садченко Валентина Николаевна
В статье отражена специфика апостольского служения Ордена францисканцев в первые годы появления их в Англии с 1224 г. в сопоставлении с апостолатом братьев в других частях Европы.
Читать PDF
0.00 байт

Францисканский орден как инструмент контроля над административным аппаратом Капетингов (Овернь, втор

Кравцова Елена Сергеевна
Автор статьи задается вопросом, что могут сказать формулы, используемые в документах, о францисканцах на службе у Капетингов во второй половине XIII в.

Похожие термины:

  • Арнштейн, Франциска

    — польская писательница и поэтесса, дочь писательницы Мальвины Мейерсон (перу которой принадлежат повести из еврейской жизни: "Dawid", "Z ciasnej sfery"), род. в 1865 году, в Люблине. Произведения Арн
  • Орлова, Августа-Франциска

    — арт. оперы (сопрано). В 1894 выступала на сцене моcк. Большого т-ра (дебютировала в партиях Леоноры — "Трубадур" и Валентины). Среди др. пapтий — Рахиль ("Жидовка").
  • Березовская, Франциска

    урож. Ибершер, танцовщица придв. театра; с 16 окт. 1763 г. 1-я жена композитора М. С. Бер. {Половцов}
  • Франциска

    европейский метательный топор.
  • Фрейтаг Мария-Франциска-Регина

    Фрейтаг (Мария-Франциска-Регина, рожденная Пфундгеллер, 1754 - 1837) - писательница. Перевела с немецкого языка на русский несколько пьес Гете, Коцебу, Иффланда и др.; но напечатаны они были лишь в 1802 г. &quo
  • Мастер Св. Франциска

    Maestro di San Francesco) Авторство обширного, состоящего из 28 больших композиций цикла Жизнь св. Франциска, украшающих нижнюю часть стен в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо в Ассизи, до сих
  • Монастырь Святого Франциска

    один из пяти францисканских монастырей в современной России. Разрешение на строительство францисканского монастыря в Москве дал еще в 1705 году Петр I. Благодаря этому в XVIII веке в Москве сформирова
  • Францисканская формация

    мощные граувакково-кремнистые образования позднеюрского-раннепалеогенового возраста (мощность до 15 км) и эоцен эвгеосинклинального типа в Калифорнийском секторе Кордильерского пояса. Трактует
  • ФРАНЦИСКАНСКИЙ МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН

    орден послеователей св. Франциска из Ассизи. Идеалом братьев-миноритов было возвращение к простоте и бедности апостольских времен. Служение «святой бедности» было признано главной обязанностью
  • Монастырь Святого Франциска (Москва)

    один из пяти францисканских монастырей в современной России. Разрешение на строительство францисканского монастыря в Москве дал еще в 1705 году Петр I. Благодаря этому в XVIII веке в Москве сформирова
  • Розенкампф, баронесса Мария Павловна (Мария Франциска Вильгельмина)

    (урожденная Бларамберг) — жена барона Густава Андреевича Розенкампфа; родилась в Монбельяре в 1780 году и получила хорошее воспитание в доме своих родителей; она имела большой талант в живописи и ри