ФРЕСКА ВИЗАНТИЙСКАЯ

Найдено 1 определение
ФРЕСКА ВИЗАНТИЙСКАЯ
итал. fresco – свежий, сырой) как форма монументальной храмовой живописи, выполненной в технике стенной росписи водорастворимыми натуральными красками по сырой (афреско) или сухой (асекко) штукатурке, была широко распространена по всей империи ромеев. Ее главная функция заключалась в том, чтобы раскрыть высокое духовное назначение человека, подчеркнуть призрачность всего материального и дополнить основные принципы богослужебного обряда. Художники, выполнявшие фрески, не работали с натуры и строго следовали жестким правилам иконографического канона, согласно которому человек и любой предмет являлись носителями определенного значения. Человек рассматривался как выразитель вечных идей и поэтому изображался статично, чтобы подчеркнуть углубленность в себя. Неодушевленные предметы (трон, стол, ложе, свиток, книга, чаша) и пейзаж (горки, река, деревья или кусты) служили для передачи эмоционального состояния и были еще более статичны, чем человек. О ранневизантийских фресках, уничтоженных в период иконоборчества, можно судить по сохранившимся описаниям (описание церкви св. Сергия в Газе начала VI в., сделанное ритором Хорикием). До наших дней дошли фрески VI – VII вв. в нише монастыря св. Иеремии в Саккара (Египет). Изображение Богоматери с младенцем, отличавшееся жизненной непосредственностью, не соответствовало православным канонам, так как после церковного собора 451 г. египетские христиане стали приверженцами монофиситства. В период иконоборчества (726 – 643) фигурные композиции в интерьерах храмов заменялись декоративными (орнамент геометрического характера, стилизованные фигуры и природные мотивы, близкие к абстрактным) и символическими (фрески интерьера пещерной церкви Токале Килиссе в Каппадокии). Однако в сохранившихся росписях большей части каппадокийских храмов художники отходили от иконоборческих запретов. Их фрески отличались плоскостным изображением, приземистостью фигур, линейностью, яркой цветовой гаммой. С восстановлением иконопочитания в 843 г. во фресковой живописи, как и в остальных формах изобразительного искусства, окончательно утвердился канон, в котором большую роль играли разнообразные символы и цвет (см. церковная символика). Союз христианской церкви и государства, упрочившийся при Василии I (867 – 786), способствовал тому, что одной из целей монументальной живописи стало укрепление власти императора. В XI – XII вв. фресковые композиции украшали своды, купола, ниши и неровные поверхности внутренних стен в провинциальных церквах, более бедных по сравнению со столичными (крипта св. Варвары и церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде). Основные этапы развития фресковой живописи в палеологовскую эпоху (1261 – 1453) нашли отражение в росписях церквей Афона и Мистры, сохранивших лучшие традиции константинопольсих мастеров (изящество, утонченность рисунка и др.). В них появились светские тенденции в раскрытии религиозных тем (сцены посещения храма императором, эпизоды из жизни заказчика храма, сцены трапезы, многочисленные бытовые детали: ножи, салфетки, разнообразная мебель и др.), усилилось личностное начало, передача настроения, появились новые мотивы («Брак в Кане», «Тайная вечеря», «Троица» и др.), повествовательные циклы стали более подробными. Художники начали подписывать свои произведения (Дзанфуриари, Панселин и др.). Нередко они вносили в облик святого черты своих современников. К фрескам XIII – XV вв. относятся росписи церкви Протатон на Афоне (сцена «Омовение ног» и др., ок. 1300 г.), росписи церквей Афендико (ок. 1290 г.), Богоматери Перивлепты (ок. 1350 г.), Богоматери Пантанассы (ок. 1428 г.) в Мистре.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
159.10 кб

Христос Пантократор: византийско-итальянская мозаика Монреале, XII век и Петербургская фреска Троице

Алдошина Наталья Сергеевна