Фриних
Фриних
(лат. Phrynrchus), греч. автор трагедий из Афин, ок. 500 до н. э., самый выдающийся трагик до Эсхила, первым в драматургии наряду с мифологич. сюжетами использовал совр. историч. темы из событий Персидских войн («Финикиянки», 476, прославление победы при Саламине). Своей пьесой «Взятие Милета» (приблизительно 494) он настолько потряс зрителей, что пьеса была запрещена, а сам Ф. был приговорен к денежному штрафу. Сохранились лишь фрагменты некоторых его произведений.
Источник: Словарь античности. 1989
ФРИНИХ
ок. 540 — ок. 470 до н.э.) — др-греч. драматург. Родился в Афинах, ученик Феспида. До нас дошло 11 назв. трагедий Ф. и небольшие их фрагменты. Ф. заимствовал темы из мифов о Дионисе и героях, а также из событий совр. ему жизни. Трагедия «Взятие Милета» настолько взволновала афинян, напомнив им о бедствиях союзного города, захвач. персами, что на автора был наложен штраф за нарушение душевного спокойствия граждан. Трагедия Ф. «Финикиянки» прославляла победы греков над персами. Ф. впервые ввел в греч. трагедию жен. роли. Хоровой элемент еще преобладал у него над драматич.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Фриних
2-я пол. VI - 1-я четв. V в.)
афинский трагич. поэт. Ок. 511-508 одержал победу на Вел. Дионисиях, в 482 выступал в соревновании с Херилом. Первым ввел в трагедию жен. образы («Алкестида», «Данаиды»). Трагедией «Взятие Милета» (после разгрома города персами в 494) потряс зрителей до слез, так что был подвергнут штрафу. Трагедию «Финикиянки» Ф. посвятил победе афинян при Саламине, перенеся действие в Персию. Славился как мастер лирич. партий и постановщик танцев в своих трагедиях. Сохран. назв. 10 трагедий и незначит. фр-ты.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
афинский трагич. поэт. Ок. 511-508 одержал победу на Вел. Дионисиях, в 482 выступал в соревновании с Херилом. Первым ввел в трагедию жен. образы («Алкестида», «Данаиды»). Трагедией «Взятие Милета» (после разгрома города персами в 494) потряс зрителей до слез, так что был подвергнут штрафу. Трагедию «Финикиянки» Ф. посвятил победе афинян при Саламине, перенеся действие в Персию. Славился как мастер лирич. партий и постановщик танцев в своих трагедиях. Сохран. назв. 10 трагедий и незначит. фр-ты.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Фриних
греческий трагический поэт. Принимал деятельное участие в персидских войнах. Один из основоположников греческой трагедии, предшественник Эсхила. Первую победу Ф. одержал в 67 олимпиаду (511-508 гг. до н. э.). Са ранняя его трагедия, известная нам по названию — Алкеста, история молодой жены царя Адмета, которую обрабатывал также Еврипид. Дважды Ф. обращался к современной ему исторической тематике. В представленной в 492 г. трагедии Взятие Милета (Miletu halosis) он описал подавление восстания ионийцев и разрушение Милета (494 г.). Пьеса потрясла зрителей. Весь театр плакал, после этого поэт был приговорен к штрафу за "напоминание о бедах родины", трагедия была запрещена. После победы над персами он написал Финикиянок (Phoinissai), сюжетным стержнем которых (как и трагедии Эсхила Персы) была битва под Саламином. Название пьесе дал хор, который состоял, по-видимому, из вдов финикийских моряков, служивших во флоте Ксеркса. В прологе выступал евнух, который, разыскивая сидения для совета персов, рассказывал о поражении. Таким образом зритель узнавал обо всем еще в самом начале, а оставшаяся часть трагедии была одним большим плачем о происшедшем. Это архаическая форма трагедии, в которой драматический момент (разработанный впоследствии Эсхилом) играл еще второстепенную роль. Финикиянки были поставлены, предположительно, в 476 г., корифеем был Фемистокл, афинский государственный деятель, активнее других призывавший к борьбе с персами и вдохновитель победы под Саламином. Не случайно и то, что в год постановки трагедии о взятии Милета тот же Фемистокл занимал должность главного архонта и высказался в пользу драмы. Из других, не сохранившихся трагедий Ф. нужно назвать еще Данаид и Египтян, поскольку тот же самый сюжет позднее использовал Эсхил в трилогии о данаидах. Ф. был первым трагическим поэтом, который ввел женские роли (актеры выступали в женских масках). Стиль Ф. отпечатался в памяти потомков как мягкий, лиричный, сладостный. Его песни были выдержаны в малоазийско-ионийском духе, Аристофан называл их "сидонским медом".
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ФРИНИХ
• Phryn?chus,
????????,
1. из Афин, сын Полифрадмона, один из древнейших трагиков после Феспия, учеником которого его называет Свида. Он был старше Эсхила, т. к. первую победу он одержал в 511 г. до Р. X.; по преданию, он так же, как и Эсхил, умер в Сицилии. В 476 г. он ставил на сцену еще свои трагедии. Plut. Them. 5. ?. положил первое начало диалогу введением отдельного от предводителя хора актера и назначил главным образом для него трохаический тетраметр, как мы это видим, напр., в «Персах» Эсхила. Сюжеты он брал из разных мифов, но над рассказом в значительной степени брала верх лирика и песни хора, изящный и грациозный ритм которых признавался и ценился и впоследствии. Arist. Av. 755. Vesp. 220. 269. В пользу этого говорят, по-видимому, и известия об его ?????????, которые Фемистокл поставил на сцену как воспоминание о своей славе и которые Эсхил положил в основу своих «Персов». Знаменита также, благодаря рассказу Геродота (6, 21), еще прежде поставленная драма ??????? ´??????, не столько как историческая пьеса, сколько как лирическая кантата. ср. также Strab. 14, 635. Трудно решить вопрос относительно числа и свойства его драм. В общем получается не больше 9. О красоте их с похвалою упоминает Аристофан (Arist. Thesmoph. 170). Принимать другого трагика того же имени было бы неуместно. Немногие отрывки собр. Nauck, trag. Graec. fragm., стр. 557 слл.;
2. сын Харокла, трагический актер и танцор с прозвищем ?? ????????????, на которого Аристофан делал частые нападки (Vesp. 1294. 1481. 1515);
3. поэт древней аттической комедии, афинянин, сын Евномида, был часто предметом насмешек других трагиков. В состязании Аристофана с его «Лягушками» Ф. выступил со своими «Музами», в 405 г. до Р. X. Он принадлежит к немалому числу таких комиков, которые старались заменить настоящий талант и творческий дух формальною ловкостью и хорошим вкусом. Так приблизительно можно судить о нем по сравнительно небольшим отрывкам, сохранившимся из 10 комедий (собр. Meinecke, fragm. com. Graec., т. III; т. I, стр. 248 слл. мал. изд. и Kock, com. Att. fragm., т. I, стр. 369 слл.);
4. сын Стратонида, афинянин низкого происхождения, во время, следовавшее после сицилийского поражения, он выказал себя человеком с умом и энергией, но неблагородного образа мыслей. Будучи личным врагом Алкивиада, он, начальствуя над флотом при Самосе, старался в 412 г. противодействовать его планам относительно возвращения тем, что выдал его планы спартанцу Астиоху, но сумел предупредить мщение со стороны Алкивиада тем, что сам предостерег афинян от им же устроенного нападения спартанцев и укрепил Самос (Thuc. 8, 48. 50. 51 слл.). По предложению Писандра, он был впоследствии лишен должности полководца (Thuc. 8, 54), но перешел потом, когда Алкивиад примкнул к демократии, к олигархической партии «четырехсот», послом которой он отправился с Антифонтом в Спарту. На обратном пути он был убит одним из ????????? (воин пограничных частей), вероятно, по побуждению Крития, и объявлен врагом отечества. Thuc. 8, 92. Lys. Agor. 70 сл.;
5. софист из Вифинии, жил во время Марка Антонина и Коммода. Мы имеем еще от него ??????? ???? ??? ???? ????????? ????????, собрание отдельных аттических и не аттических выражений, составленное с большою строгостью относительно действительно образцового. Остальные сочинения потеряны. Знаменитое изд. С. A. Lobeck´a (1820).