Frisch) Макс (1911, Цюрих – 1991, там же), швейцарский писатель (писал на немецком языке). Сын архитектора. Изучал германистику в Цюрихском ун-те (1931–32), архитектуру в Цюрихской высшей технической школе (1936–41). Встречи с Б. Брехтом в 1948–49 гг. оказали большое влияние на Фриша, и с 1955 г. он занимается только литературой. Пьесы Фриша, драматичные по коллизии, решены, как правило, средствами трагикомедии, с помощью гротеска, парадокса, сатиры, создания экспериментальных ситуаций. В их основе – проблема поиска человеком своей сущности в лицемерном обществе, критика показного благополучия, анализ трагического опыта фашизма в Европе. В пьесе-реквиеме «Опять они поют» (1946) мертвые предостерегают живых от повторения ошибок, но те не слушают их. Соглашательство, конформизм, мещанская ограниченность, открывающие дорогу расизму и другим опасным предрассудкам и преступлениям, обличаются в пьесах «Граф Эдерланд» (1951), «Бидерман и поджигатели» (1958), «Андорра» (1961). В пьесе «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1953) Фриш трактует вечный образ как современного интеллектуала, ищущего конечной истины в точных науках, где нет «лжи», но в итоге побеждаемого человеческими страстями. Развитие этой темы – в самом известном романе Фриша «Homo Faber» («Хомо Фабер», 1957), где технократ и прагматик, равнодушный к нравственным и духовным ценностям, в результате жизненных испытаний убеждается в губительности своего бездушного рационализма. Сложности самоопределения человека в современном мире, неприятию агрессии, критическому осмыслению культурных традиций посвящены романы «Юрг Райнхардт» (1934 – первая книга Фриша), «Штиллер» (1954), «Назову себя Гантенбайн» (1964), «Человек появляется в эпоху голоцена» (1979), повести «Вильгельм Телль для школы» (1971), «Монток» (1975), «Синяя борода» (1982), «Швейцария без армии?» (1989), литературные дневники, письма Ф. Дюрренматту.
0.00 байт
Макс Фриш: неуемный актер в интерьерах собственного «я»
Творчество М. Фриша дает повод к философско-аналитическим размышлениям, относящимся к проблеме личности, «Я», возможности и необходимости бытия самим собой.