ФРИЗ
Фриз
часть ионийского антамблемента между архитравом и карнизом (гейсоном), включает «зубчики»; часто украшается декоративными элементами.
Источник: Словарь античности. 1989
Фриз
фр. frise - завитой, кудрявый) – 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом; 2) декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т.д.).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ФРИЗ
франц. frise), средняя часть антаблемента в архитектурном ордере, расположенная между архитравом и карнизом, а также сплошная полоса изображений (скульптурных, живописных), часто орнаментального характера, на стенах или полу помещений, узорные полосы на коврах и др. произведениях декоративно-прикладного искусства.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ФРИЗ
в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами. Часто Ф. называют декоративную композицию — изображение или орнамент — в виде горизонтальной полосы наверху стены, на предмете, кайму на паркете или ковре и т. д. Бордюр стены, пола, потолка, обычно украшенный сплошным орнаментом.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ФРИЗ
Fries), Лоренц (1491 - 5.XII.1550) - нем. историк, автор "Истории крестьянской войны в Восточной Франконии" ("Die Geschichte des Bauernkrieges in Ostfranken", Bd 1 (Tl 1-2), W?rzburg, 1876-83). Ф., будучи секретарем и советником вюрцбургских епископов, описал события Крестьянской войны 1524-25 как очевидец (с позиций феод. лагеря). Его хроника, содержащая огромное количество актов, писем и других мат-лов, частично утраченных, сохраняет значение одного из важнейших источников по истории Крестьянской войны. Другое большое соч. Ф.- "История епископов и епископства Вюрцбургского" ("W?rzburger Bischofschronik", не издана).
Фриз
1) в антич. ордере среднее горизонтальное деление антаблемента; часто имеет скульптурный декор;
2) горизонтальный декоративный пояс стены. Наиб, известны Ф. сифнийской сокровищницы в Дельфах, изображающий битву богов и гигантов (ок. 525 до н. э.); ионический фриз Парфенона (447 - 432), представляющий панафинейское шествие с дарами, жертвенными животными, участвующими в процессии всадниками, интерьерный ф. храма Аполлона в Боссах со сценами битвы греков с амазонками и кентаврами (к. V в.); Ф. галикарнасского мавзолея с амазономахией (3-я четв. IV в.) и амазономахия храма Артемиды в Магнесии на Меандре (II в.). Замечательный пример Ф. - декоративного пояса стены - с гигантомахией алтаря Зевса в Пергаме (ок. 180 до н. э.). Кроме храмов и алтарей Ф. украшались и саркофаги. Знаменит саркофаг из Сидона (т. н. «саркофаг Александра») с изобр. битвы греков и варваров (к. IV в. до н. э.).
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
2) горизонтальный декоративный пояс стены. Наиб, известны Ф. сифнийской сокровищницы в Дельфах, изображающий битву богов и гигантов (ок. 525 до н. э.); ионический фриз Парфенона (447 - 432), представляющий панафинейское шествие с дарами, жертвенными животными, участвующими в процессии всадниками, интерьерный ф. храма Аполлона в Боссах со сценами битвы греков с амазонками и кентаврами (к. V в.); Ф. галикарнасского мавзолея с амазономахией (3-я четв. IV в.) и амазономахия храма Артемиды в Магнесии на Меандре (II в.). Замечательный пример Ф. - декоративного пояса стены - с гигантомахией алтаря Зевса в Пергаме (ок. 180 до н. э.). Кроме храмов и алтарей Ф. украшались и саркофаги. Знаменит саркофаг из Сидона (т. н. «саркофаг Александра») с изобр. битвы греков и варваров (к. IV в. до н. э.).
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)