Фронтон, Марк Корнелий
ФРОНТОН Марк Корнелий
рим. оратор и адвокат 2 в. из Цирты (Нумидия), воспитатель будущих имп. Марка Аврелия и Луция Вера, консул в 143. Из его речей, создавших ему славу оратора, не сохран. ничего. Благодаря найденному в 1815 палимпсесту стало известно неполное собрание его писем, в к-рых существ. место занимают риторико-филологич. вопросы. Ф. был центром кружка, к-рый в рамках архаич. тенденций избрал в кач-ве образца для себя древ. доцицероновскую лат. лит-ру. Ф. рассматривал бытие как ритор и отклонял философию.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Фронтон, Марк Корнелий
ок. 100-166)
Знаменитый оратор своего времени, хотя ни одна из его речей не сохранилась. Фронтон служил воспитателем у будущего императора Марка Аврелия. Собрание писем Фронтона своему ученику, найденное в 1915, высветило картину повседневной жизни того периода и дружеских отношений между учителем и учеником, хотя они редко обсуждали серьезные темы. Письма также иллюстрируют выраженное стремление Фронтона отойти от стандартной латыни Цицерона и риторики Сенеки и взять за образец раннюю латинскую литературу.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 100 - ок. 169)
рим. оратор, представитель архаизма. Род. в Цирте (Африка), возм., обучался в Александрии. Бол. часть жизни провел в Риме. Был учителем имп. Марка Аврелия (161 - 180) и Луция Вера (161 - 169). Сохран. письма Ф. к Марку Аврелию и Луцию Веру, отрывки из посланий к ним на ритор, темы, письма к имп. Антонину Пию (138 - 161), к друзьям, а также разл. декламации и ритор, упражнения. Соч. Ф. проникнуты стремлением к декоративности и картинности и представляют собой смешение стилей разл. эпох.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Знаменитый оратор своего времени, хотя ни одна из его речей не сохранилась. Фронтон служил воспитателем у будущего императора Марка Аврелия. Собрание писем Фронтона своему ученику, найденное в 1915, высветило картину повседневной жизни того периода и дружеских отношений между учителем и учеником, хотя они редко обсуждали серьезные темы. Письма также иллюстрируют выраженное стремление Фронтона отойти от стандартной латыни Цицерона и риторики Сенеки и взять за образец раннюю латинскую литературу.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 100 - ок. 169)
рим. оратор, представитель архаизма. Род. в Цирте (Африка), возм., обучался в Александрии. Бол. часть жизни провел в Риме. Был учителем имп. Марка Аврелия (161 - 180) и Луция Вера (161 - 169). Сохран. письма Ф. к Марку Аврелию и Луцию Веру, отрывки из посланий к ним на ритор, темы, письма к имп. Антонину Пию (138 - 161), к друзьям, а также разл. декламации и ритор, упражнения. Соч. Ф. проникнуты стремлением к декоративности и картинности и представляют собой смешение стилей разл. эпох.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Фронтон, Марк Корнелий
ок. 100-166 гг. н. э., римский оратор. Происходил из Кирты в Нумидии. Сведущий в праве и риторике, занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г. Из-за слабого здоровья оставил политику и посвятил себя работе в собственной школе риторики. Призванный к императорскому двору Антонином Пием, был воспитателем двух императоров: Марка Аврелия и Луция Вера. Пребывал там до самой смерти. Время его жизни определяют по его контактам с учеными и людьми, близким ко двору, зафиксированным в оживленной переписке. Эти письма, написанные по-гречески и по-латыни, были обнаружены только в 1815 г. на палимпсестах VI в. н. э. из Амбросианской и Ватиканской библиотек. Вопреки ожиданиям, они содержали в основном рассуждения о риторике и о языке, и гораздо меньше исторических сведений. Письма Ф. привели, однако к выявлению интересных черт характера Марка Аврелия, Луция Вера, старшей и младшей Фаустин, а также к более близкому знакомству с домашней жизнью двора Антонинов. Марк Аврелий, несмотря на большое уважение к Ф., склонялся более к философии, нежели к риторике, преподаваемой учителем. Сохранилась переписка Ф. с Марком Аврелием, в которую вошли письма, написанные в период, когда Марк Аврелий был еще наследником престола (5 книг), и во время его правления (5 книг); письма о риторике содержащиеся в сборниках О красноречии (De eloquentia) и О речах (De orationibus), в которых Ф. пытается доказать императору превосходство красноречия над философией; письма-трактаты на историко-риторические темы, мыслившиеся как вступление к трактату о войне Вера с парфянами, озаглавленные Законы истории (Principia historiae), образцом для них послужило, вероятно, описание войн с Ганнибалом у Ливия; ответ Ф. на письмо Марка Аврелия после поражения в битве с парфянами получивший название О парфянской войне (De bello Parthico); 4 письма об отдыхе в Альции, а также шутливые риторические упражнения в форме писем Похвала дыму и огню (Laudes fumi et pulveris) и Похвала небрежности (Laudes neglegentiae);и наконец, 2 письма Об утрате внука (De nepote amisso), первое из которых представляет собой короткое утешительное письмо Марка Аврелия Ф., а второе - великолепный развернутый ответ Ф., в котором он предстает нам человеком благородным, чувствительным, сочувствующим людям. Переписка Ф. с Вером содержалась в 2 книгах, с Антонием Пием - в 1 книге, которая своим характером напоминает обмен письмами между императором Траяном и Плинием Младшим К друзьям в 2 книгах, включает только письма Ф.; в них находят свое выражение его доброжелательность и заинтересованность делами друзей (1 письмо написано по-гречески). Сохранилось также собрание греческих писем, среди них корреспонденция с Аппианом и др. От речей, принесших Ф. славу оратора, ничего не сохранилось, кроме незначительных фрагментов и названий, например, Панегирики - панегирики на Адриана и Антонина Пия; из судебных речей - речь против Герода Аттика; известно также о речах против христиан, в которых Ф. усматривал врагов ораторского искусства. И наконец, мы знаем названия отдельных выступлений в сенате и других речей на случай. Ф. не создал единой риторической системы, но в своих сочинениях опирался на риторику Феодора из Гадары и использовал терминологию, находившуюся во всеобщем употреблении. В корреспонденции Ф. более всего места занимают рекомендации, касающиеся подбора слов и их места в предложении. Ф. считал, что со времен Цицерона, которого он очень ценил, распространились излишняя свобода и небрежность в подборе слов и их построении, исчезло стремление к точному формулированию мысли. Ф. проповедует возвращение к старым писателям; у них он заимствует сентенции, обороты, выражения, использует фразеологические выписки. Ф. стремился таким способом возродить латинский язык и римскую литературу. Но несмотря на эти усилия, сам он не смог избежать влияния стиля своей эпохи и писал искусственным языком, утяжеленным и местами окрашенным архаизмами. Ф. собрал около себя круг сторонников архаического стиля, которых звали по его имени фронтониями. Это пристрастие к старой литературе и тенденция искать в ней образцы появились еще во времена Августа. Одним из предшественников Ф. был Валерий Проб. В правление Адриана это движение переживает наивысший подъем. Еще долго после смерти Ф. находил последователей, а позднейшие писатели (особенно в III в. н. э.) часто брали его за образец.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999