ФУКЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФУКЕ
Fouquet, Foucquet), Никола, виконт де Во, маркиз де Бель-Иль (1615 - 23.III.1680) - франц. гос. деятель. Сын парламентского чиновника, начал свою карьеру в качестве интенданта провинции. Выдвинулся в период Фронды, поддерживая Дж. Мазарини, к-рый ввел его в Гос. совет, сделал министром и гл. директором Компании о-вов Америки. В 1653-61 Ф.- ген. контролер финансов (в 1653-69 совместно с А. Сервьеном, с 1659 единолично). Стремление Ф., по примеру А. Ж. Ришелье и Мазарини, сосредоточить в своих руках реальную власть, группировка вокруг него преданных ему людей, обогащавшихся за счет усилившейся при Ф. системы откупов и займов, превращение купленного Ф. о-ва Бель-Иль (Бретань) в настоящую крепость встревожили Людовика XIV, не забывавшего Фронды и полагавшего, что Бель-Иль мог быть использован для борьбы против королев. власти. Не без влияния Ж. Б. Кольбера Ф. был в сентябре 1661 арестован в Нанте и в 1664 осужден по обвинению в заговоре, подготовке смуты и в хищении гос. средств. Его имущество было конфисковано. Последние 15 лет жизни провел в суровом заключении в замке Пиньероль.

Лит.: Morand P., Fouquet ou le soleil offusqu?, P., 1961; Wolf J., Louis XIV, L., 1968.

A. И. Коробочка. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ФУКЕ
fouquet) Жан (ок. 1420, Тур – ок. 1477/81, там же), французский живописец эпохи Возрождения. Родился в семье священника. Учился в Париже (ок. 1440–45), а также, возможно, в Нанте. Изучал работы нидерландских мастеров, в 1445–47 гг. посетил Италию. Работал при дворе Карла VII, затем – Людовика XI. В 1474 г. получил звание «художника короля», имел собственную мастерскую и был знаменит при жизни.
Живопись Фуке тесно связана с традициями французского средневекового искусства. Он был талантливым портретистом, умевшим передать сущностные качества изображенного («Портрет Карла VII», ок. 1445 г.; «Портрет королевского казначея Этьена Шевалье со св. Стефаном» на левой створке Меленского диптиха, ок. 1450 г.). В образе короля подчеркнуты нерешительность и усталость, во взгляде казначея ощущается твердая воля. На правой створке Меленского диптиха представлена Мадонна с Младенцем, для которой, возможно, позировала возлюбленная короля Карла VII Агнесса Сорель. Образ обретает светское звучание, что свидетельствует об обращении к принципам ренессансного искусства. Мария представлена как придворная красавица, причесанная по моде того времени. Фуке тщательно прописывает детали, придавая лицам и фигурам почти скульптурную холодность и завершенность. Его герои сдержанны и величавы, художник подчеркивает в них самое главное, создавая обобщенные монументальные образы. Известен также автопортрет мастера (1450).
Помимо портретов, Фуке создал алтарную композицию «Пьета» для церкви Нуан-ле-Фонтен близ Тура (сер. 15 в.), много работал над украшением рукописных книг («Часослов Этьена Шевалье», ок. 1450–60 гг.; «Большие французские хроники», кон. 1450-х гг., «Новеллы» Дж. Боккаччо, ок. 1460 г.; «Иудейские древности» Иосифа Флавия, ок. 1470 г.). Для книжных миниатюр Фуке характерен лиризм, в них ощутимо стремление передать воздух и свет, воссоздать пейзажи родной земли. Обращение к принципам линейной перспективы характеризует его как ренессансного мастера.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Фуке
, Жан (Fouquet, Jean) Ок. 1420, Тур — ок. 1477/1481, Тур. Французский живописец эпохи Раннего Возрождения. Прославленный при жизни, был забыт в последующие эпохи и лишь в кон. XIX — нач. XX в. его имя постепенно вновь заняло достойное место в истории искусства. Происходил из семьи священника, учился в нач. 1440-х в Париже (возможно, у художников, близких мастеру Белфорда), выдвигалась гипотеза о его обучении в Нанте. Ок. 1445—1447 посетил Италию, где исполнил портрет папы Евгения IV (не сохранился), вызвавший восторженные отзывы, ибо "папа был изображен как живой". Работал в Туре при дворе Карла VII (до 1461), затем Людовика XI; ок. 1474 получил звание "художника короля", руководил в Туре большой мастерской, выполняя многочисленные заказы королевского двора. В трезвом, аналитическом художественном методе Фуке есть нечто родственное мировосприятию поэта Ф. Вийона, его современника. В Портрете Карла VII (ок. 1445—1447, Париж, Лувр), в короновании которого в Реймсе принимала непосредственное участие Жанна д’Арк, поражают глубина и точность в передаче характера модели. Живописец создал образ человека, пережившего немало горестей и разочарований; чувственные губы сложены в гримасу, горькие складки возле рта, отеки под глазами придают лицу короля выражение усталости, уныния. Вялая линия подбородка, спрятанные в рукава руки выдают нерешительность характера. Карл VII действительно не был наделен сильной волей, но зато умел находить деловых и талантливых сподвижников, с их помощью он одерживал победы, проводил важные реформы. Именно таким был королевский казначей Этьен Шевалье, изображенный Фуке на левой створке Меленского диптиха вместе со св. Стефаном, его небесным покровителем (ок. 1450, Берлин, Гос. музеи). На портрете казначей выглядит как человек практического ума, деловой хватки, твердой воли. На правой створке диптиха представлена Мадонна с Младенцем (ок. 1450, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Моделью для образа Мадонны послужила, согласно бытующей традиции, возлюбленная короля Агнеса Сорель. Важной фигурой в окружении Карла VII был и Гийом Жювеналь Дезюрсен, также запечатленный Фуке (кон. 1450-х, Париж, Лувр), королевский канцлер и хранитель печати. Сохранился подготовительный эскиз к его портрету, позволяющий проникнуть в творческую лабораторию художника: рисунок, по всей видимости, предельно близок к натуре и поражает правдивостью и человечностью; переданы приметы увядания, накопившаяся годами усталость, перед нами пожилой, утомленный бременем забот человек (ок. 1455, Берлин, Гос. музеи, Гравюрный кабинет). В живописном же портрете представлен государственный деятель, а не частное лицо. От документальной фиксации деталей мастер идет к созданию обобщенного образа. Если в рисунке была дана лишь голова, теперь — поколенное изображение; фигура канцлера облачена в пышный парадный костюм красного бархата, поза торжественна, исполнена величия и значительности, черты лица выражают не усталость и расслабленность, а уверенность, волю к действию. В 1931 французский исследователь П. Витри обнаружил в церкви Нуан-ле-Фонтен (близ Тура) большую алтарную композицию Пьета (сер. XV в., Нуан), которая была признана творением Фуке. Скульптурная проработка форм, четкий рисунок, строгая, уравновешенная композиция, характерные для портретов художника, наблюдаются и в Пьете. Другая важнейшая сторона деятельности мастера — украшение миниатюрами манускриптов. Особыми художественными достоинствами отмечен Часослов Этьена Шевалье (ок. 1450—1460, ныне разброшюрован, большая часть листов <40> в Шантийи, Музей Конде). Часослов — один из видов молитвенной книги, предназначенной для мирян. В часословы включались извлечения из Священного Писания, житий святых, молитвы и т. д. Светом и воздухом заполнено пространство в миниатюре Благовещение, действие которого происходит в готической капелле. Тонким лиризмом дышат сцены Поклонение волхвов, Коронование Девы Марии, Рождество Иоанна Крестителя и др. Художник умело передает глубину пространства, используя открытия итальянских мастеров, пейзажи родной Турени, которую называли "прекрасным садом Франции", тесноту средневековых улочек, красоту древних соборов. Персонажи святых легенд нередко одеты в современные костюмы. Сам заказчик, Э. Шевалье, изображен в посвятительной миниатюре вместе со св. Стефаном и ангелами, а также в Погребении Христа. Из мастерской Фуке вышли прекрасно иллюстрированные Большие французские хроники (кон. 1450-х, Париж, Нац. библиотека), Новеллы Боккаччо (ок. 1460, Мюнхен, Баварская нац. библиотека), Иудейские древности Иосифа Флавия (ок. 1470, Париж, Нац. библиотека). В этой рукописи в XIX в. была обнаружена надпись: "В <…> книге 12 историй <…> 9 из них украшены славным художником и миниатюристом доброго короля Людовика Жаном Фуке, уроженцем города Тура", — благодаря которой было восстановлено имя мастера. Фуке и его мастерская сыграли важную роль в развитии французского искусства, и многие художники эпохи испытали его влияние.
Лит.: Золотова Е. Ю. Жан Фуке. М., 1984; Reynaud N. Jean Fouquet: Catalogue. Paris, 1981.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
316.29 кб

Опала Николя Фуке как акт репрезентативной политики Людовика XIV

Сидоренко Максим Анатольевич
Сделана попытка проанализировать одно из ключевых событий правления Людовика XIV (1643-1715), опалу сюринтенданта финансов Николя Фуке (1661), с точки зрения репрезентации Короля-Солнце.
Читать PDF
1.77 мб

«Ундина»: от Фуке к Гофману опыт анализа феномена «Архетип» (на примере образа главной героини)

Верба Наталья Ивановна
Ундина в сказке Фуке и опере Гофмана неоднозначный и сложный образ. Его уникальность объясняется совмещением как традиционных для этого персонажа черт, так и совершенно новых качеств, рожденных музой писателя и композитора.
Читать PDF
352.88 кб

Особенности романтической поэтики в повести Фуке «Ундина» и поэтическом переводе В. А. Жуковского

Кашафутдинова Зоя Мансуровна
На основе конкретного сопоставительного анализа повести Фуке «Ундина» и одноименной поэмы В.А.Жуковского автор показывает, что перевод русского поэта справедливо воспринимается как произведение русской романтической культуры.
Читать PDF
282.15 кб

Интерпретация феномена ундины в творчестве Фридриха де ла Мотт Фуке (повесть "ундина"), В. А. Жуковс

Москвин Г.В.
Рассматривается воплощение сюжета об ундине в творчестве Лермонтова. Интерпретация сюжета у М.Ю. Лермонтова сопоставляется с интерпретацией сюжета о водной деве у де ла Мотт Фуке и В.А. Жуковского.

Похожие термины:

  • Фуке Никола, виконт де Мелун и де Во, маркиз де Бель-иль

    Фуке Никола, виконт де Мелун и де Во, маркиз де Бель-иль (Fouquet, Nicolas, vicomte de Melun et de Vaux, marquis de Belle-Isle) (1615-80), франц. гос. деятель; занимал пост генерального контролера финансов (1653) и слыл необычайно щедрым м
  • Фуке Жан

    ок.1420-1481) - фр. живописец, первый мастер фр. Возрождения, выдающийся портретист и миниатюрист, глава Турской школы. Родился в г. Тур (долина Луары), который во второй пол. XV в. стал резиденцией фр. корол