ФУНГ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Фунг
Фунг (Funj), мусульм. султанат (Сеннар) на терр. совр. Судана, основанный правителем Амарой Дунка ок. 1504-05 гг. Последующие правители расширили свои владения, подчинив Гезиру и Юж. Кордофан, и участвовали в двух войнах с Эфиопией. В 16 в. власть монархии держалась на труде многочисл. туземцев; впоследствии она ослабла, и, когда в 1821г. сюда вторглись египтяне, последний король, чье гос-во раздирали междоусобицы, не оказал им никакого сопротивления.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ФУНГ

Династия султанов Сеннара (Судан), правившая в 1504-1821 гг.
На протяжении почти тысячи лет территория от южных границ Египта до низовьев Голубого и Белого Нилов входила в состав христианского царства Макурия и некоторых других христианских государств, тесно связанных с Эфиопией. Но в конце XIII - начале XIV вв. Макурию завоевали египетские мамлюки. Арабские племена хлынули в долину Нила, а затем начали расселяться по просторам степей и саванн. В XV - начале XVI вв. все христианские царства пали. На их территории быстро распространились ислам, арабская культура и арабский язык. Тогда же в обиход вошло новое название страны - Судан (что значит "черные"). В начале XVI в. на месте Макурии образовался Сеннарский султанат. Ядро этого государства составлял народ фунгов. Хотя известно, что они говорили на арабском языке, вопрос об их этническом происхождении остается спорным. Видимо, фунгов можно считать потомками кушан, испытавших на себе влияние южных соседей - нилотов, а затем и арабов.
Согласно фунгской традиции, основатель Сеннара Умара Дункас происходил из рода Омейядов. Впрочем, достоверно известно, что он был чернокожим. В 1518 г. в битве при Ханнеке (в пустыне, близ третьих порогов Нила) фунги остановили дальнейшее продвижение турок на юг. После этого султанат фунгов стал одним из важнейших центров распространения ислама на северо-востоке Африки. Впрочем, исламизация нубийцев, сохранивших многие пережитки христианства, и язычников-кочевников долгое время оставалась поверхностной. Лишь в Донголе имелась мечеть (вернее, превращенная в нее христианская церковь), где улемы проповедовали Коран и другие предметы исламского образования. О султанах XVI столетия, наследовавших Умаре Дункасу, кроме их имен мало что известно. Сам Умара после основания Сеннара правил тридцать лет и умер в 1534 г. Ему наследовал сын Найил, царствовавший до 1550 г. Затем власть перешла к его брату Абд ал-Кадиру I, преемниками которого были два сына Найила - Умара Абу Сакайкин и Декин.
Декин, принявший власть в 1568 г., имел у потомков славу великого администратора. Он обустроил внутреннюю жизнь государства и ввел на всей территории страны единое законодательство, основанное на шариате. Наследовавший Декину сын Давра правил недолго и был в 1588 г. свергнут.
С этого времени и вплоть до начала следующего столетия огромное влияние на дела в стране имел принц Аджиб. Новый султан Табл I, женатый на дочери Аджиба, и его сын Унса I были во всем послушны его воле. Аджиб вел успешные войны на севере в Донголе и на юге - в Эфиопии. Унсе I в 1603 г. наследовал сын Абд ал-Кадир II. Хотя Аджиб продолжал пользоваться при нем беспредельным влиянием, это положение уже не удовлетворяло его. В декабре 1606 г. во время очередного похода в Эфиопию Аджиб сделал попытку низложить династию Фунг и захватить престол. Абд ал-Кадир II был свергнут. Однако власть в стране захватил его брат Адлан I, который затем разбил Аджиба в двух сражениях - под Сеннаром и у Каркуйи. В последнем всесильный временщик был убит.
Сам Адлан I был в 1611 г. лишен власти своим племянником Бади I Сид ал-Кумом, который умер в 1616 г. Оба эти правителя еще оставались вассалами негуса (эфиопского императора). Но при наследовавших им султанах Сеннар стал стремительно наращивать свое могущество. Он не только освободился от внешней зависимости, но и значительно расширил границы. Долгое царствование султанов Рубата, Бади II, Унсы II и Бади III стало эпохой наивысшего могущества Сеннарского султаната. В эти годы власть фунгов распространялась на всю долину Нила от Египта на севере до страны шиллуков на юге (около 200 км к югу от места слияния Белого и Голубого Нила), а также на все территории, лежащие к востоку от Нила до Эфиопии, и на большую часть Кордофана. В состав населения государства входили самые различные племена и народы, в том числе нубийцы, фунги, арабы, беджа и негры. Султанат состоял из собственно Сеннара, где находилась резиденция султана, и подвластных ему сравнительно независимых феодальных княжеств: Донголы, Шангии, Бербера, Эд-Дамира, Шенди и Герри. Многие кочевые племена (бени амер, беджа и др.) также признавали вассальные обязанности по отношению к Сеннару. Главы провинций и князья имели укрепленные замки-резиденции, расположенные на островах или крутых, обрывистых берегах Нила. Государственным языком считался арабский. На нем публиковались законы и составлялись документы. Столица султаната город Сеннар в конце XVII в. насчитывал до 100 тысяч жителей. В городе были многоэтажные дома. Сам султан жил в шестиэтажном дворце. Ядро сеннарской армии, ее наиболее боеспособную часть, составляла конница фунгов. Кроме того, все подвластные князья должны были являться по зову султана во главе своих отрядов. Пехота формировалась из солдат-рабов, которых султан наделял землей.
С начала XVIII в. страна вступила в пору новых смут и стала быстро слабеть. Согласно Хронике Фунгов, Бади III, принявший власть в 1692 г., был первым султаном, против которого восстали его подданные. На недолгое царствование его сына Унсы III пришлось два мощных восстания. В 1718 г. Унса, известный своей аморальностью, был свергнут с престола своим родственником Нулом - благочестивым мусульманином и одаренным военачальником. На этом султане пресеклась древняя династия, основанная Умарой Дункасом. Нул, связанный с прежними сеннарскими правителями родством по материнской линии, основал новую династию. В 1724 г. ему наследовал сын Бади IV, который был тогда еще очень молод и находился под опекой визиря Дуки. Только в 1744 г., после его смерти, Бади стал править самостоятельно и попытался обуздать своеволие аристократии. Но это ему не удалось. В 1762 г. сеннарская знать, возглавляемая Мухаммадом Абу ал-Каулаком, низложила Бади. Султан уехал в Эфиопию, а престол перешел к его сыну Насиру. То был переломный момент в истории Сеннара. Согласно Хронике Фунгов, Бади IV был последним султаном, обладавшим реальной властью. С его падением пришел конец подлинной монархии.
Насир правил восемь лет, изображая из себя главу государства. Раздраженный в конце концов этой неблаговидной ролью, он стал злоумышлять против Абу ал-Каулака, но был свергнут в 1769 г. и убит. Престол перешел к брату Насира - Исмаилу, однако реальная власть оставалась в руках Абу ал-Каулака. В 1775 г. могущественный временщик умер. Его место занял племянник Бади. В 1777 г. он низложил Исмаила и возвел на престол третьего сына Бади IV - Адлана II. Этот султан, впрочем, также тяготился своим зависимым положением. Вскоре он вступил в тайные сношения с сыновьями Абу ал-Каулака, не довольных всесилием их кузена. В 1780 г. разразился мятеж. Бади потерпел поражение и был убит. Регентом государства стал один из сыновей Абу ал-Каулана, Раджаб. Но власть его была недостаточно сильной, чтоб обуздать оппозицию. Борьба различных группировок продолжалась. Султан Адлан энергично боролся за укрепление своего влияния. В 1786 г. в результате его интриг Раджаб был убит. Регентом стал его брат Насир. В 1789 г. Адлан двинул против временщика свою армию. Однако в сражении Насир одержал победу. Адлан II не пережил этого поражения и вскоре скончался. Насир занял Сеннар и провозгласил султаном некоего Авкала. С этого времени султан в Сеннаре сделался чисто декоративной фигурой, не имевшей никакого политического значения.
Война между различными группировками продолжалась. Страна была ослаблена многолетними смутами и оказалась неспособной противостоять внешней агрессии. В 1821 г. на территорию Сеннара вторглась сильная египетская армия, возглавлявшаяся Исмаил-пашой. Правители Донголы и шейхи большинства арабских племен покорились ему без сопротивления и были оставлены на своих местах в качестве представителей новой власти. Только некоторые нильские племена оказали захватчикам сопротивление. Когда египетская армия достигла Вад-Медана, туда в сопровождении пышной свиты прибыл последний сеннарский султан Бади VI. Он даже не помышлял о сопротивлении и также сдался на милость Исмаила. Независимому существованию Сеннара пришел конец.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV-XX вв. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

2004. 03. 007. Хо-фунг Хунг. Ориенталистика и социальные теории: Китай и европейские концепции разли

Рахманов А. Б.

Похожие термины:

  • ФАН ДИНЬ ФУНГ

    Phan Dinh Phung) (1847 - декабрь 1895) - вьетнамский гос. деятель, один из гл. руководителей вооруж. борьбы вьетнамского народа против франц. колонизаторов (движения "кон выонг") в кон. 19 в. Род. в пров. Хатинь (Цент