ФУРЬЕ
ФУРЬЕ
Fourier), Франсуа Мари Шарль (7.IV.1772 - 10.Х.1837) - франц. утопич. социалист. Род. в купеч. семье, почти всю жизнь служил в торг. домах. По окончании ср. школы пополнял образование гл. обр. самоучкой. Мировоззрение Ф. формировалось в результате наблюдений над бурж. обществом и его лицемерной моралью и глубокого разочарования в результатах Франц. революции 1789-94. Свои ист. и социальные взгляды Ф. впервые изложил в статье "Всемирная гармония" ("L´harmonie universelle", 1803), анонимной брошюре "О торговом шарлатанстве" ("Sur les charlataneries commerciales", 1807) и книге "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Lpz., 1808; рус. пер., М., 1938). Более подробный план орг-ции общества будущего Ф. разработал в "Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации" ("Trait? de l´association domestique-agricole", t. 1- 2, P., 1822), переизданном посмертно в первом франц. собр. соч., т. 2-5, 1841-43 под заглавием "Теория всемирного единства" ("Th?orie de l´unit? universelle") и в кн.: "Новый хозяйственный и социетарный мир" (Р., 1829; рус. пер., М., 1939). Ф. отвергал социальную философию и экономич. учения Просвещения на том основании, что они противоречат опыту и оправдывают негодный обществ. строй. Вместе с тем Ф. воспринял и развил ряд идей материалистов 18 в.: признание единства мироздания как извечно существующей и закономерно движущейся материи во всем многообразии ее форм и видов движения; определение ист. процесса как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия, и др. Критика философии Просвещения была направлена у Ф. по существу против измышления "естественных законов". Задачу всей своей жизни Ф. видел в разработке "социальной науки" как части "теории всемирного единства", основанной на принципе "притяжения по страсти". Рассматривая социальное движение на различных ступенях ист. развития, Ф. разработал оригинальную схему истории человечества. Общество последовательно проходит периоды эдемизма ("райской" первобытности), дикости, варварства и цивилизации. Особое внимание Ф. уделил анализу и критике совр. периода ("периода цивилизации"), Ф. вскрыл его внутр. противоречия - как социально-экономические (кризисы от избытка, бедность, порождаемую изобилием, и др.), так и моральные (бурж. брак, связанный с проституцией, и др.). На смену строю цивилизации, по Ф., должен прийти высший обществ. строй - строй гармонии, к-рый получает в учении Ф. не только теологич. оправдание (соответствует предначертаниям бога-природы), но представляется как ист. необходимость. В системе Ф. сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Ф., необходим рост производительности труда, для чего обществ. доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ф., будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст, по Ф., крупное коллективизированное и механизированное с. х-во, соединенное с пром. произ-вом. Это соединение произойдет в первичной ячейке общества - "фаланге", располагающейся в огромном дворце - "Фаланстере". Такая организация общества приведет к созданию поселений нового типа, где объединятся все виды человеческой деятельности и преимущества гор. и сел. жизни. Естественные страсти человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации будут направлены на творческий труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии - региональные, нац. и международные - преобразуют лик Земли. В новых условиях обществ. жизни будет формироваться и новый человек как целостная, всесторонне развитая личность. В учении Ф. можно найти немало отд. идей и концепций, к-рые получили развитие не только в позднейших философии, социологии и экономич. науке, но и в таких специальных отраслях, как социальная психология, психология труда, педагогика и др. Интересны в учении Ф. яркие проявления материализма и диалектики при попытке разработки основ "социальной науки". Вместе с тем учению Ф. свойственны идеализм, методологич. непоследовательность, беспочвенные мечтания вместо научно обоснованных прогнозов, отсутствие понимания историч. роли пролетариата. Мировоззрение Ф. несет на себе отпечаток мелкобуржуазности: идеальный "строй гармонии" был далек от экономич. требований крупного обществ. производства. По определению К. Маркса и Ф. Энгельса, "Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов" (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) и "...так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 197). По мнению Энгельса, "...ярче всего проявилось величие Фурье в его понимании истории общества" (там же). Маркс и Энгельс указывали, что Ф. блестяще разработал ряд проблем будущего общества. Вместе с тем они отвергали все, что было у Ф. фантастического и ошибочного: непризнание ист. самодеятельности пролетариата; отказ от классовой, революц. и всякой вообще политич. борьбы; сохранение в строе ассоциации осн. элементов капиталистич. обществ. отношений; надежду на содействие лучших представителей господствующих классов делу разумного переустройства общества. Несмотря на ошибки Ф., Маркс и Энгельс признавали его наряду с Сен-Симоном и Оуэном одним из тех мыслителей, которые "...гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно..." (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 499). Учение Ф. оказало значит. влияние на социальную и философскую мысль ряда стран. Во Франции учение Ф. развивала "Социетарная школа" В. Консидерана и др. группа фурьеристов. Фурьеристы пытались создать опытный фаланстер и "социальную партию", но на практике неизменно оказывались бессильными и потерпели крах в ходе Революции 1848. Идеи Ф. получили нек-рое отражение во франц. художеств. лит-ре. (Э. Сю, Ф. Пиа, П. Ж. Беранже, Э. Потье и др.) и оказывали влияние на развитие франц. утопич. социализма (К. Пеккер, Ф. Видаль, П. А. Леру, П. Ж. Прудон). Идеи Ф. оказали также нек-рое влияние в 30-40-х гг. на раннюю социалистич. мысль в Англии (Хью Дохерти и др.), в Германии (В. Вейтлинг, М. Гесс и др.), в Италии (Б. Дж. Муре, С. Савини и другие), в Испании, где фурьеристы были также первыми проводниками социалистич. идей (X. С. Абреу, лично знакомый с Ф., и др.) и во мн. др. странах Европы. В Сев. Америке влияние идей Ф. на развитие прогрессивных социальных идей было столь значительным, что 30-40-е годы называют "фурьеристским периодом" истории социализма в Америке (А. Брисбен, П. Годвин, X. Грили и др.). Были созданы многочисл. фурьеристские колонии (Брукфарм и др.). В России идеи Ф. уже в 1-й четв. 19 в. стали известны нек-рым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 30-40-х гг. на учение Ф. обратили внимание А. И. Герцен, Н. П. Огарев и их друзья, к-рые относились к нему критически. Самыми выдающимися приверженцами учения Ф. в России были М. В. Петрашевский и петрашевцы. Идеи Ф. тем или иным образом отразились в произв. P. M. Достоевского, M. E. Салтыкова-Щедрина, Н. Г. Чернышевского и др. Соч.: OEuvres compl?tes, v. 1-6, P., 1841-70; OEuvres compl?tes, v. 1 - 11, P., 1966-67; в рус. пер.- Избр. соч., т. 1-4, М.-Л., 1951-54. Лит.: Зильберфарб И. И., Социальная философия Ш. Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX в., М., 1964 (библ.). И. И. Зильберфарб. Москва.