Г е д е о н Криновский
Г е д е о н Криновский
или Кринов, Епископ Псковский, родился 1726 года в Казани и обучался от первых начал словесных наук до Философии в Казанский Семинарии. Дарования и успехи отличили его там от всех сверстников, и он, по окончании Философского круга наук, определен был учителем. В сем звании скоро он постригся в Монашество при Епископе Луке Конашевиче; но после того неблагорасположение к нему бывших тогда в Семинарии некоторых начальников принудило его оставить Казанскую Семинарию. Он в 1750 году приехал в С.-Петербург, и прожив несколько месяцев в Александро-Невском Монастыре без всякого дела, испросил у Св. Синода дозволение отправиться в Московскую Академию для продолжения и окончания своих наук, куда и был отпущен. Там слушал он круг Богословских наук и между прочим, иногда за болезнию Проповедников, а иногда и на особенные праздники, назначаем был для сказывания Проповедей. Отменная его ясность в мыслях, живость в воображении и точность в выражениях, а особливо доказательства, почерпаемые более из движений сердца, нежели из сухих умствований, и при всем том естественное и свободное Ораторическое действование, обратили на него внимание народа. В 1753 году, когда Императрица Елизавета Петровна пребывала почти целый год в Москве, то Иван Иванович Шувалов, осенью неоднократно слышавший проповедание Гедеона, выхвалил Ей сего Проповедника. По сему в следующем же Генваре ему назначено было произнесть Слово при Дворе, в присутствии сей Государыни, на первое Воскресение по Богоявлении. Сие испытание он выдержал столь удачно, что Императрица тогда же наименовала его Придворным Своим Проповедником и повелела ему вслед за Нею ехать в С.-Петербург. По прибытии туда, начал он при Дворе говорить проповеди, из коих за многие Императрица изъявляла ему Свое удовольствие разными подарками. Она даже Сама иногда назначала ему предметы, коих изъяснением в Поучениях его всегда оставалась довольною. В 1755 году повелела Она посвятить его во Архимандрита Савина Сторожевского Монастыря и пожаловала в Члены Св. Синода; а в 1758 году Апреля 21, по Имянному Указу сей же Государыни, переименован он Архимандритом Троицкой Сергиевой Лавры, и продолжал между тем проповедание при Дворе почти до самой кончины сея Императрицы; а в 1761 году Она пожаловала его во Епископа Псковского и в чин сей посвящен он 7 Октября, но оставлен по-прежнему Присутствующим в Св. Синоде. По кончине Ее он был со Св. Синодом в Москве при Короновании Екатерины II. Но в Июне месяце 1763 года повелено было ему удалиться из Москвы в свою Епархию, куда он немедленно и отправился; и, не доезжая до Пскова, по болезни остановился в загородном Архиерейском Пантелеймоновском доме, где 22 того же месяца скончался, имея от рождения только 37 лет; погребен под Псковским Кафедральным Троицким Собором. Проповеди его сперва порознь по сказании в свое время издаваемы были в свет, в 4 долю листа, но в 1760 году по Имянному повелению совокупно напечатаны в Москве Славянскими буквами, в двух частях, в лист. В них находится в самом начале и первая Проповедь, говоренная им в Москве при Дворе 1754 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Многие из его Поучений помещены сокращенно и в Собрании Поучений на все Воскресные и Праздничные дни, изданном в 1776 г. от Св. Синода. Сумароков и другие критики упрекали его в том, что в словах его много чужих заимствованных целых мест, а еще больше в том, что у него много примеров из Истории языческой и языческих писателей, вместо которых приличнее Проповеднику Библейские и Церковные; но в сем прежде надобно винить Пелопонисского Епископа Илию Минятия, которого Гедеон избрал себе для подражания почти единственным образцом и даже из поучений его иногда целые статьи выписывал в свои Проповеди. К сему может быть побуждала его и самая поспешность в сочинении, для частого по должности проповедывания. А проповеди Минятиевы тогда не были еще изданы на Русском языке. В прочем приметно, что подражая образцу своему, он в изобретении доводов, в оборотах изъяснения и в изображении движений сердца, везде с ним равнялся своим собственным дарованием, так что можно его справедливо наименовать Российским Минятием. Проповеди его имеют то преимущество, что они не затмены никакими бесполезными умозрениями и всегда могут занимать вместе и просвещенных слушателей и простой народ ясными и разительными изображениями; а в даре сказывания долго после его никто не мог с ним сравниться, и он доселе еще почитается первым и превосходнейшим Российским Проповедником.