Г е н н а д и й
Г е н н а д и й
Архиепископ Великого Новгорода и Пскова, посвящен в сей сан из Архимандритов Московского Чудова Монастыря Митрополитом Геронтием 1485 года Декабря 12 в Москве. С самого прибытия своего в Новгород нашедши, что Секта Жидовствующих, заведенная некоторыми Польскими Жидами в сем городе, чрезвычайно умножалась и усиливалась не только в простом народе, но и в Духовенстве, он употребил все тщание и ревность к искоренению ее. А как многие из сих ересеучителей бежали в Москву, где скопище их также сильно было при самом Дворе, то Геннадий писал к Великому Князю Иоанну Васильевичу, к Митрополиту Московскому Зосиме и ко всем Епископам извещательные о Секте сей граммоты, с обличением и опровержением ее лжеучения. Великий Князь, а паче сын его Василий Иоаннович, ревностию благочестия подвигшийся, по созвании Собора и по Соборном осуждении сей ереси в 1491 году, повелели изловить всех сих беглецов и препроводить в Новгород к Геннадию для наказания их. Там сперва подвержены они были всенародному поруганию; но из упорнейших некоторые наказаны по Градским законам и разосланы по городам в заточение, а иные казнены. Между прочими соблазнительными статьями сей Жидовской Секты, рассеватели оной оспаривали Христианскую веру и тем, что якобы издревле Христиане верили, что по семи тысячах леть от сотворения последует кончина миру; а в 1492 году, по счислению времени Греко-Российской Церкви, семь тысяч лет исполнилось, но не видно было и знаков кончины оного; следовательно, де, Христиане заблуждают в своей вере. Геннадий, в опровержение сего мнения, написал окружную Грамоту, основанную на самом Св. Писании, с мнениями Святых Отцов. Притом же, поелику в Греко-Российской Церкви далее семи тысяч лет нигде не было и расчисления Пасхального Круга, и, может быть, по вышеупомянутому древнему предрассудку о седмитысячном периоде мира никто и не осмеливался расчислять Пасхалию далее оного, то Московский Митрополит Зосима с Собором своим сперва сам уложил Пасхалию на 20 лет, потом поручил пересмотреть оную Вологодскому Епископу Филофею, который расположил ее только на 19 лет, а после повелел Геннадию сделать продолжение оного круга, который и сочинен им на 70 лет осьмой тысячи с показанием правил, как можно впредь каждому делать расчисление оного и на все будущие времена. Но с того времени установлено год считать уже не с Марта по Пасхалии, как было прежде, а с Сентября по Индикту. Сочинения Геннадиевы доныне остаются еще не изданы, и списки оных сохраняются в Московской Патриаршей и Новгородской Софийской библиотеках; а список 70-летнего сего Пасхального круга и окружной Грамоты о седмитысячном периоде мира есть и в Александро-Невской Академической библиотеке. Несколько Грамот его напечатано в Древней Российской Вивлиофике (Часть XIV, 2-е издание). В них видно особенное его тщание о заведении училищ. Сверх того в библиотеке Патриаршей есть еще Геннадиева рукопись, под названием Уставец и иные повести. Но ревность сего Пастыря обратилась наконец самому ему в пагубу. Ибо многие скрытные последователи Жидовской секты имели еще при Велико-Княжеском Дворе своих единомышленников в числе самих Бояр, которые, как пишет Монах Зиновий, "страха ради казней отверглися нечестия и приложившаяся к благочестию лицом, а не сердцем". Они-то потом оклеветали Геннадия, якобы он многих Священников без всякой причины лишал Свящества, а других за мзду посвящал. По сим их жалобам, Указом Великого Князя Василия Иоанновича он вызван был 1505 года в Москву, лишен Епархии, а по другим известиям и Архиерейства, и заключен в Чудов Монастырь, где и скончался 1506 года Декабря 14 дня, а погребен на том месте, где прежде почивали Мощи Св. Алексия Митрополита. Некоторые же Летописцы пишут, что сам он отказался от Паствы и избрал Монастырское уединение (См. Агафон). В рукописях есть многие его и к нему Послания.