Г е о р г и й Конисский

Найдено 1 определение
Г е о р г и й Конисский
Архиепископ Белорусский и Член Св. Синода, родился в Нежине от Дворянской фамилии 1717 года Ноября 20; издетства воспитывался и обучался в родительском доме; а в 1728 году записан в Киевскую Академию и в ней продолжал науки до 1743 года. В 1744 году Августа 11 пострижен в Монашество; в следующем 1745 году определен учителем прямо в Пиитический класс, из коего 1747 года переведен учителем в Философский, с званием Академии Префекта. В сем звании пробыл он 5 лет, а в 1751 году возложены на него должности Ректора и Богословии учителя, которые он исправлял также 5 лет, будучи при том с 1752 года и Архимандритом Киево-Братского Монастыря. В 1755 году Августа 20 в Киеве посвящен во Епископа Могилевского; в 1783 году Сентября 25, пожалован Архиепископом и Членом Св. Синода; а в 1795 году Февраля 13 скончался в Могилеве. Жизнь сего Пастыря замечательна претерпением жестоких гонений и утеснений от Польских Католиков и Униатов. Известна трогательная Речь его, говоренная им на   Латинском языке в 1765 году Июля 27 в Варшаве, пред новоизбранным тогда Польским Королем Станиславом Понятовским с разительным в ней изображением всех напастей и насильств, которые терпели в Польше исповедающие Греко-Российскую веру от Папистов. Речь сия, замечательная самим исчислением страданий единоверцов наших и жалобным описанием неправедных гонений, тогда же напечатана в Петербурге подлинником, с которого немедленно была переведена на Польский, Немецкий, Французский и Российский языки, и с особливым любопытством читана по всей Европе в разных иностранных ведомостях. Российский перевод с нее издан в С.Петербурге 1777 г. в Собрании сочинений и переводов Ивана Голеневского; потом в Вестнике Европы 1804 г. в No 14, и наконец вместе с подлинником в Историческом известии о возникшей в Польше Унии, сочиненном Н.Н.Бантышем-Каменским, напечатан 1805 года. Замечателен также скромный ответ сего Пастыря Королю Станиславу, который по выслушании оной Речи, спросил его: "Много ли таких, как вы, умных людей в России?" – "Я самый последний," – отвечал сей Преосвященный. Во время бывшей 1767 года Польской   Конфедерации он приглашен был в Члены к сочинению Акта оной и по силе 15-й статьи сего Акта назначен Членом обостороннего между Католиками, Униатами и Неунитами суда в Варшаве. В сие время собрал он на Польском языке и того же 1767 г. напечатал там книгу под названием: Права и вольности жителей Грековосточную в Польше и Литве исповедающих веру. В ней сведены все узаконения и постановления в пользу Православных, Польским же Правительством изданные. Но книга сия ныне уже очень редка. В Любопытном С.-Петербургском Месяцеслове на 1775 год напечатано еще его Историческое известие о Епархии Могилевской. Он также вместе с Парфением Сопковским, Епископом Смоленским, сочинил классическую Духовную книгу, именуемую О должности приходских Священников, напечатана в 1-й раз в С.-Петербурге 1776 г. С 1759 года завел он в Могилеве Духовную Семинарию и при доме своем типографию, в которой во первых напечатал в 1761 г. Катехизисе Феофана Прокоповича, со многими дополнениями, также несколько своих Поучительных Слов и других книг. Собрание всех изданных его Поучений ныне находится в библиотеке Киевской Академии. В бытность свою   при Академии Киевской еще учителем Поэзии писал он несколько и Драм Духовных, по тамошнему обыкновению, но они остались в рукописях. Из приветственных его Речей одна, говоренная 1762 года Сентября 29 Императрице Екатерине II после Ее Коронации в Москве, напечатана в Историческом известии об Унии на стр. 373; а две, говоренные им той же Императрице в 1787 году при проезде Ее через Могилевскую Губернию, напечатаны тогда же в Москве. Особливо при встрече сей Государыни в городе Мстиславе, сказанная Января 19 дня Речь его Оставим Астрономам доказывать и проч., заслужила всеобщее одобрение и неоднократно печатана особо и в журналах. В ней с приятною простотою соединена в кратких словах умная игра мыслей. Государыня была оною чрезвычайно довольна. Императорская Российская Академия, в образец красноречия, издала оную с критическим рассмотрением в 1-й части своих Сочинений и Переводов 1805 г. Сей Пастырь, несмотря на бедственную жизнь свою, во всех случаях сохранял природную отважность, спокойствие духа и оборотливость ума. Незадолго до смерти своей, чувствуя уже неминуемое приближение оной, сам он себе сочинил следующую Епитафию:   Град Нежин колыбель, град Киев мой учитель; А в тридцать восемь лет я сделался Святитель; Семнадцать лет потом боролся я с волками, И двадцать два провел в покое со овцами. За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и Членом стал Синоду. Георгии имя мне; я из Кониских дому, И в жизни был коню подобен почтовому. Сея-то падали закрыл здесь грешны кости Седмь сот от Рождества год пятый девяностый.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)