Габдрахимов Габдессалям

Найдено 1 определение
Габдрахимов Габдессалям
Габдессалям б. Габдеррахим б. Габдеррахман б. Мухаммед аль-Габдери, 1765, д. Абдрахманова Бугульминского уезда Оренб. губ. – 30.01.1840, д. Балыклыкуль Стерлитамакского уезда Оренб. губ.) – религиозный деятель, муфтий ОМДС в 1825–40 гг. Род. в семье тептярей. Религиозное образование получил в разл. деревнях Бугульминского уезда, а затем в медресе Ибрагима Худжаши при 1-й соборной мечети Казани и Абдрахмана б. Мухаммедшарифа аль-Кирмани при 1-й соборной мечети Каргалы. В кон. XVIII в. вел торговлю среди казахов Мл. жуза. Журнальным постановлением Оренб. губ. правления (ОГП) от 17.09.1799 г. был утвержден в должности городового муллы без мечети «для исправления по закону магометанскому треб и для обучения малолетних детей». Появление самост. духовного лидера во главе местной мус. общины, к тому же определенного без учета мнения муфтия Мухаммеджана б. Хусаина, подрывало его позиции в Оренбурге, где в это время находилась резиденция ОМДС. Это привело к конфликту между двумя религиозными деятелями. Вопреки предписанию муфтия в 1802 г. Г. самостоятельно определил дату окончания мус. поста и провел праздничное богослужение на день раньше указанного им срока. М. Хусаинов расценил этот поступок как самоуправство, нарушение субординации, проявление сепаратизма, которое ставило под сомнение его статус высшего духовного лица, власть и авторитет среди мус. населения. 16.09.1803 г. ОМДС постановило отрешить Г. от должности муллы Оренбурга и просить гражданские власти о высылке его в прежнее место жительства. Однако у муфтия сложились напряженные отношения с мест. администрацией, которая поддержала Г. Указом от 27.09.1804 г. ОГП отказалось отрешить Г. от должности. После окончания постройки 1-й соборной мечети Оренбурга между М. Хусаиновым и Г. развернулась борьба за контроль над приходом, имевшим ключевое значение. На торжественной церемонии открытия мечети в январе 1805 г. они вступили в словесную перепалку. Прихожане встали на сторону своего опального лидера, и муфтий был вынужден спешно ретироваться. При попустительстве местных властей и прямой поддержке некоторых мус. чиновников администрации в феврале 1805 г. Г. изгнал из мечети ставленников муфтия, а указом ОГП от 14.08.1805 г. был официально утвержден к ней в званиях ахуна, имама и мударриса. По представлению оренб. губернатора и повелению императора от 13.03.1806 г. ему было установлено гос. жалованье в размере 150 руб. серебром в год, в августе 1819 г. размер содержания был увеличен до 300 руб. На своем посту Г. постоянно приглашался в губ. присутственные места для привода мусульман к присяге на верность, увещевания преступников, а также перевода дипломатической переписки в Оренб. пограничной комиссии с арабского и персидского яз. на татарский. В 1823–24 гг. Г. состоял членом комиссии по решению «ордынских» дел под председательством казахского хана Ширгазы Айчувакова. Российские власти высоко ценили его услуги, за которые Г. неоднократно получал разл. поощрения: был отмечен многочисленными похвальными аттестатами, в феврале 1814 г. награжден золотой медалью «За усердие» на александровской ленте, в июле 1817 г. получил звание тархана и освобожден от уплаты податей и всех повинностей, в январе 1820 г. премирован 100 руб., а в апреле 1824 г. награжден золотыми часами стоимостью в 500 руб. Со времени утверждения городовым муллой Г. открыл в собств. доме мус. училище, где в 1810 г. обучались 15 мальчиков и 12 девочек из числа проживающих в Оренбурге татар, бухарцев, хивинцев и ташкентцев; на воспитание к нему посылали своих детей и казахские старшины. В 1824 г. по просьбе Г. за госсчет был проведен текущий ремонт городской мечети. Своей лояльностью, ответственным выполнением разл. заданий Г. завоевал полное доверие и большой авторитет у губ. властей. После смерти М. Хусаинова именно оренб. губернатор П.К. Эссен предложил назначить его на высшую духовную должность, и указом императора от 30.09.1825 г. Г. был утвержден муфтием. 15.02.1826 г. в Уфе он принял присягу и был введен в присутствие ОМДС. В 1827 г. Г. выступил с инициативой постройки в Уфе 1-й соборной мечети на Фроловской ул. (ныне ул. Тукаева), вокруг которой постепенно сложился комплекс администр., культовых и хоз. зданий ОМДС. По предложению муфтия были разосланы объявления о сборе добровольных пожертвований авторитетным ахунам и имамам Казани, Нижегородской ярмарки, Сеитовского посада, Астрахани, Петропавловска, Семипалатинска и некоторых сел. В 1829 г. все расходы по возведению мечети в Уфе принял на себя купец из арских князей, владелец писчебумажных и кумачных фабрик Мукмин Тагиров князь Хозясеитов, а 7.03.1836 г. она была открыта. За 4000 руб., выделенных муфтию в марте 1826 г. на обзаведение, здесь же был построен его дом, а один из флигелей он уступил для размещения ОМДС. В 1831 г. был возбужден вопрос о строительстве для ОМДС отдельной резиденции. По предложению Г. высочайшим указом от 21.08.1834 г. был введен спецсбор с браков мусульман в размере 30 коп. В конечном счете это позволило собрать средства на постройку здания для ОМДС, но уже в 1860–65 гг. При Г. работа ОМДС стабилизировалась, он добился увеличения его финансирования и расширения штата. По обращению муфтия 28.05.1832 г. МВД разрешило дополнительно отпускать из казны 1000 руб. ежегодно для найма новых сотрудников или прибавления жалованья имевшимся, а 15.01.1836 г. император Николай I одобрил увеличение штата с 5 до 12 канцелярских служащих при ежегодном финансировании ОМДС в размере 10 850 руб. серебром. Однако ходатайство главы мусульман 1838 г. об уравнении ОМДС в правах с губ. правлениями было отклонено. В период работы Г. на посту муфтия мус. духовенство продолжало все глубже интегрироваться в российскую управленческую систему, его права и обязанности получали детальную регламентацию. Напр., 21.09.1828 г. на него была возложена обязанность ведения метрических книг у мусульман. Г. поддержал своей фетвой высочайше утвержденное мнение Госсовета от 9.02.1827 г. о погребении умерших мусульман только через 3 дня после их смерти, которое прямо противоречило догматам ислама. Муфтий прилагал много сил для пропаганды среди мусульман правит. мер профилактики и лечения холеры, оспы и др. эпидемических заболеваний. В 1834 г. он выпустил книгу «Польза человеческого рода», в которой изложил краткую историю медицины, доказывал ее пользу и необходимость для человечества, утверждал, что «наука врачевания» по степени важности для человека находится на втором месте, уступая только богословию. Когда оренб. губернатор П.П. Сухтелен 15.08.1831 г. объявил набор в уездах по 10–20 мус. юношей для подготовки мед. кадров в Казанском унте для Башкиро-Мещерякского войска, муфтий разослал на места свою фетву, одобряющую это начинание. Он активно боролся против пьянства среди мусульман, пережитков народных верований, празднования сабантуя и джиенов. Г. собрал неплохую библиотеку, которая в 1832 г. насчитывала 77 книг на вост. языках, причем некоторые из них состояли из 30 и более томов. Он увлекался астрономией, а на чердаке своего дома оборудовал смотровую площадку с подзорной трубой. Гос-во высоко оценило деятельность Г. на посту муфтия: в 1827 г. он был награжден собольей шубой, в 1831 г. – золотой медалью, украшенной 70 бриллиантами, с надписью «За полезное» на андреевской ленте, впоследствии – двумя перстнями с 14 и 18 камнями, в 1839 г. ему был пожалован в частное владение казенный дом, в котором он жил. Г. похоронен на мус. кладбище Уфы. Он был отцом ахунов 1-й соборной мечети Оренбурга Абдрауфа Габдессалямова и 1-й соборной мечети Уфы Ахмади Габдессалямова (1815–?), дедом 2-го муллы 1-й соборной мечети Оренбурга Мирхабибуллы Габдессалямова. Лит.: Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII–XIX вв. – Уфа, 1999; ГАОО, ф. 6, оп. 2, д. 1090; оп. 3, д. 3066; оп. 4, д. 8996, 9170, 9382, 10037; оп. 10, д. 61, 69, 2376, 2471, 3923; оп. 11, д. 393; оп. 18, д. 111; Денисов Д.Н. Биография муфтия Габдессаляма Габдрахимова в свете новых исторических источников // Медина аль-Ислам. – Н. Новгород, 2008, № 87, 88; Его же. Резиденции Магометанского духовного собрания // Этнопанорама. – 2008, № 3–4, с. 63– 67; Фахреддин Р. Асар. Т. 1. – Казань, 2006, с. 328–36; Хабутдинов А.Ю. Российские муфтии от екатерининских орлов до ядерной эпохи (1788–1950). – Н. Новгород, 2006. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009