5.8.1890, Брянск - 1977, Уотербери, шт. Коннектикут, США) - скульптор, график, теоретик искусства. Младший брат Н.Певзнера. Родился в семье инженера. В детстве начал писать стихи и рисовать. Из начальной школы его исключили за дерзкое стихотворение о директоре. Старший брат Марк в 1904 забрал его в Томск, где Наум участвовал в студенческой политической демонстрации, после чего родители возвратили его домой.
В 1905-6 оказался замешанным в работе нелегального кружка, члены которого занимались распространением грамотности среди рабочих. Был арестован, но ввиду малолетства скоро освобожден и направлен на учебу в гимназию Курска, где прожил до 1910. Продолжал писать стихи, но не стремился их публиковать, любил гимнастику, спорт, был общителен и весел. Серьезно изучал не только русскую, но и мировую литературу.
Его выпускное сочинение директор гимназии отказался оценивать по пятибальной системе, назвав его высокохудожественным литературным произведением. В годы учебы испытал влияние древнерусской и византийской живописи, техники М.Врубеля. После окончания гимназии уехал в Берлин, но вскоре перебрался в Мюнхен, В 1910- студент медицинского факультета университета, в 1911 перешел на его естественное отделение, ав 1912 - студент политехнической инженерной школы. В этот период он начал активно заниматься живописью и скульптурой. В Мюнхене познакомился с тремя «учителями», оказавшими решающее воздействие на становление его творчества: Г.Вельфлингом, В.Варинге и В.Кандинским. По настоянию профессора Вельфлинга летом 1913 отправился пешком в путешествие по Италии для изучения искусства в музеях и церквах. Пробыл там 6 недель, посетил Венецию и Флоренцию, до Рима дойти не смог по причине финансовых трудностей. В начале 1914 вернулся в Брянск. По воспоминаниям брата Алексея, он «почти ежедневно с большой поспешностью и нервностью писал маслом, пастелью, акварелью, но никогда с натуры, различные фигуративные образы».
В апреле 1914 вынужден вновь уехать за границу, сопровождать на лечение больную мать. Начавшаяся 1-я мировая война привела его в Скандинавию. Сначала он с братом Алексеем выехал в Данию, затем в Норвегию (Осло), где оставался до 1917. Пространство и время, бесконечность мироздания - вот основные темы его творчества. Зимой 1915-16 начал конструировать из цветного тонкого картона путем склеивания сочлененных плоскостей и различных небольших фигуративных моделей и головок. В его скульптурах появился рисунок, определились направляющие линии, выявилась глубина, создалась возможность многократного увеличения каждой сочлененной плоскости при помощи планиметра, обеспечивалась технологичность конструкции, т.е. возможность изготовления любой скульптурной композиции современными технологическими операциями машиностроения.
Сам Наум считал себя конструктивистским скульптором с 1915, когда он создал первую «Голову»; с этого времени он подписывался Габо.
С марта 1916 Г. жил и работал с Н.Певзнером. В марте 1917 братья вернулись в Россию, сняли студию в Москве; активно включились в художественную жизнь Советской России, вошли в число лидеров идеологии нового абстрактного искусства. Большевистское правительство терпимо относилось к представителям левых течений в искусстве, поддерживало их материально, давало возможность работать и распространять свои идеи в художественных учебных заведениях. Большая группа друзей Г. и его брат работали во ВХУТЕМАСе; Г. предлагали возглавить отделение керамики и скульптуры, но он отказался.Г. стал соредактором еженедельной газеты «ИЗО», выпускавшейся отделом изобразительных искусств Наркомпроса. Неофициально он проводил занятия со студентами ВХУТЕМАСа, желавшими обучаться скульптуре.
Принимал участие в семинарах, диспутах, проводимых в Москве; был великолепным оратором, владел аудиторией. В своих выступлениях развивал принципы нового искусства. В написанном им «Реалистическом манифесте» (1920) изложил основные принципы конструктивизма: 1) отрицание цвета, замена его тоном - светопоглощающей средой: 2) отрицание изобразительной линии в пользу линии направления статических сил и ритмов; 3) отрицание старого объема и массы как пространственно-скульптурных элементов, утверждение вместо них качества «глубины»; 4) отрицание неподвижности формы в пользу ритмов кинетических. Ведущая идея манифеста состояла в утверждении абсолютной, независимой ценности искусства как необходимом выражении человеческого опыта.
В 1920 Г. создал прообраз «мобилей» кинетическую абстрактную скульптуру, приводимую в движение электромотором. Позднее исполнил прозрачные и полупрозрачные скульптуры, конструкции с отверстиями и разрывами, используя разнообразные материалы: алюминий, сталь, фосфоритную бронзу, позолоту, мрамор, дерево, картон, плексиглас, акрил, нейлоновые нити, пружины, люцит и проч. В развитие принципов манифеста исполнил проект радиостанции в Серпухове, напоминающий конструктивистскую скульптуру. С 1920-х полностью отошел от фигуративности. В 1922 принял решение покинуть Россию. Причины отъезда он объяснил много позже в одном из интервью (1956): советское правительство после окончания гражданской войны взяло курс на возвращение к реализму в искусстве, мастерские его и брата были закрыты, не было возможности получить работу, лекции во ВХУТЕМАСе были прекращены.Г. обратился к А.Луначарскому и получил разрешение на выезд.
В 1922 Г. обосновался в Берлине. Принял участие в Первой русской художественной выставке, организованной советским правительством в «Gallery Van Diemen». Эмиграция оказалась чрезвычайно плодотворным периодом в творчестве Г. В Берлине он примкнул к движению «Стиль», возглавлявшемуся Т.Ван Дусбургом и П.Мондрианом. Выступал с докладами, участвовал в авангардистских выставках в Германии и Голландии, устроил выставку в парижской «Gallery Percier» - «Русские констрУктивисты: Габо, Певзнер» (1924); организовал вместе с Певзнером и Ван Дусбургом выставку в «Little Review Gallery» в Нью-Йорке (1926). В 1925 создал проект монументов для аэропорта и для института физики и математики: в 1926 - сценическую конструкцию из жести и зеркал к балету А.Соге «Кошка» в постановке Дж. Баланчиш («Русский балет» Дягилева, МонтеКарло, 1927). В 1929 выполнил проект праздничного оформления Бранденбургских ворот в Берлине. На следующий год провел в Ганновере первую самостоятельную выставку под названием «Конструктивная пластика». В 1931 участвовал в объявленном советским правительством конкурсе проектов Дворца Советов. В 1932-35 жил в Париже, стал одним из организаторов союза «Абстракция-Созидание»; затем поселился в Лондоне (1935), женился на Мариам Израэльс.
Выставлялся в «Chicago Arts Club» (1934); Музее современного искусства в Нью-Йорке на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» (7 работ, 1936); на выставках в галерее «Jeu De Paume» (Париж); в «Kunsthalle» (Базель) и в «London Gallery» (1937). С 1937 издавал журнал «Circle: International Survey of Constructive Art» совместно с Л.Матрином и Б.Никольсоном: в журнале публиковались теоретические статьи о художественных и социальных аспектах конструктивизма.
В 1938 поехал в США для устройства своих выставок в «Julian Levy Gallery», «Vassar Colledge», «Wadsworth Atheneum»; выставил одну работу в Сан-Франциско («Golden Gate Exposition», 1939). В 1941 у него родилась дочь - Нина-Серафима. В 1942 выставил свои работы в городском музее Лондона. В 1944 стал членом Союза исследователей дизайна. Получил заказ на изготовление эскиза машины для фирмы «Jowett Cars Ltd.». В 1946 окончательно перебрался в США и принял (1952) американское гражданство. К тому времени работы Г. уже пользовались известностью. В 1948в Музее современного искусства в НьюЙорке состоялась большая ретроспективная выставка Г. и Певзнера, позднее его персональные выставки прошли в Массачусетском технологическом институте (1952), в галерее П.Матисса в Нью-Йорке и в «Hartford Atheneum» (обе - 1953). Он получал престижные заказы: в 1950-от Музея искусств Балтимора (изготовленная им конструкция была установлена в 1951): в 1955 -на изготовление скульптуры для «Bejenkorf building» в Роттердаме, в 1956-на изготовление барельефа для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке; в 1970 - на проект фонтана перед зданием больницы Св.Фомы в Лондоне (установлен в 1975); в 1973 - на скульптуру для Национальной галереи Берлина. Участвовал в международном конкурсе проектов памятника «Неизвестному политическому заключенному» (завоевал 2-й приз).
С 1953 профессор архитектурной школы Гарвардского университета.
Творческие достижения Г. были отмечены многочисленными премиями, а сам художник удостоен различных почетных званий. В 1954 Г. получил премию фонда Гугенхейма и медаль Института искусств в Чикаго, в 1960 награжден рядом американских университетов: он стал членом Американской Академии искусств и словесности (1965), почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), Почетным рыцарем ордена Британской империи (1971).
В 1960-70-е обратился к живописи и ксилографии, читал лекции на архитектурных факультетах. В 1965-66 провел персональные ретроспективы во многих городах США, а также в Амстердаме, Мангейме, Цюрихе, Стокгольме, Лондоне. В 1970-72 организовал передвижную выставку: Луизиана-Осло-Берлин-Ганновер-Гренобль-Париж-Лиссабон.
Г. оставил большое теоретическое наследие. Большинство его работ посвящены проблемам конструктивизма, дальнейшей разработке идей, заложенных в «Реалистическом манифесте» 1920. Конструктивизм, по его мнению, основан на трехмерном пространстве, осязаемых образах, направленных на широкую аудиторию. Конструктивистские принципы охватывают целый комплекс человеческих отношений и жизни: это образ мысли, действия, чувства и жизни. Конструктивизм - это созидание, это способ реакции на мир, поэтому в нем нет ничего неизменного, как в жизни, В 1976 в интервью журналу «Америка» Г. сказал: «Когда я делаю скульптуру, я отбрасываю из камня или целого куска материала ненужные части, чтобы освободить образ, скрытый в материале. Однако, когда я создаю конструкцию, я строю ее образ из ничего. Образ рождается изнутри, и пространство также является важной его частью, потому что в своих конструкциях я использую пространство как элемент, точно также, как я пользуюсь другими элементами, такими как цвет, форма, линия», В 1962 Г. приезжал на родину, навещал братьев в Ленинграде и Москве.
Соч.: The Constractive Progress. London, 1976.