Гальберг - фамилия двух русских художников: 1) Самуил Иванович Гальберг, скульптор (1787 - 1839); семи лет от роду был привезен в Петербург и определен в воспитанники Академии Художеств. Учась в ней с редким прилежанием и пользуясь, по части ваяния, руководством профессора И.П. Мартоса , он получил четыре серебряные медали за успехи в рисовании и лепке, поощрительную золотую медаль на счет сенатора М.Н. Муравьева и малую золотую медаль (в 1807 г., за исполненный по программе барельеф ""Анания, Азария и Мисаил пред Навуходоносором""), а при окончании академического курса, в 1808 г., был удостоен большой золотой медали (за барельеф ""Марфа Посадница приводит к своему деду, Феодосию, жениха своей дочери""). Последняя из этих наград давала ему, вместе с чином XIV класса, право ехать в чужие края для дальнейшего развития своего таланта, с содержанием от правительства; но, ввиду тогдашнего политического положения Европы, отправка пенсионеров академии за границу была вообще приостановлена. Наконец, в 1818 году он отправился в путешествие и, через Штеттин, Берлин, Дрезден, Вену, Триест и Венецию, прибыл в Рим. Устроившись здесь, Гальберг принялся усердно работать, пользуясь при этом советами знаменитого Торвальдсена; исполнил статуи: ""Ахиллес"", ""Изобретение музыки"" (находятся в Эрмитаже), ""Граф Остерман-Толстой, раненый при Кульме"" и ""Дитя, пускающее мыльные пузыри"" (находятся в музее Академии Художеств), а также большое количество портретных бюстов (архитектора В. Глинки, посланника Италинского , госпожи Мальцовой, В. Корсаковой, княжны А.П. Волконской , княгини Трубецкой и других), и в этих занятиях провел десять лет. По возвращении своем в Петербург, в 1828 г., вскоре занял в академии место преподавателя скульптуры, с званием адъюнкта, в 1831 г. был назначен исправляющим должность профессора 2-й степени, а в 1836 г. утвержден в этом звании без исполнения программы, обыкновенно требующегося для его получения, как художник, уже снискавший себе известность прежними трудами. Из произведений, исполненных им по приезде из чужих краев, в особенности достойны внимания изваяния двух ангелов, для портика Троицкой церкви, что в Измайловском полку (в настоящее время сильно искаженные многократными поправками), статуя сидящей императрицы Екатерины II для конференц-залы Академии Художеств (впоследствии вырублена из мрамора профессором Бродским ), бюсты президента академии А. Оленина , скульптора И. Мартоса, гр. Каподистрии, баснописца Крылова и А.С. Пушкина , надгробный памятник живописцу Сильв. Щедрину, в Сорренто (за смертью Гальберга окончен А. Ивановым и Ставассером ), модели монументов Карамзина , в Симбирске (выполненного ими же), и Державина , в Казани (выполненного Рамазановым и Климченкой ). Как эти, так и римские работы Гальберга свидетельствуют, что это был художник, обладавший не столько живостью фантазии, сколько знанием природы и антиков, строго обдумывавший свои задачи и глубоко вникавший в сущность изображаемого. Поэтому ему особенно удавались портреты, в которых он удивительно точно передавал и внешние черты, и индивидуальный характер, и выражение, наиболее свойственное позировавшим пред ним лицам. Своей преподавательской деятельностью он принес значительную пользу русскому искусству, образовав многих учеников, в том числе даровитых П. Ставассера, Н. Рамазанова, А. Иванова и К. Климченко. Его любопытные заграничные письма и записки изданы В.Ф. Эвальдом в виде приложения к журналу ""Вестник изящных искусств"" за 1884 г. - 2) Иван Иванович Гальберг (1782 - 1863), брат предыдущего, архитектор, воспитание получил в Академии Художеств, сначала состоял помощником при известном Кваренги , потом служил при кабинете Его Императорского Величества и участвовал в постройке Михайловского дворца, Александринского театра и некоторых других капитальных зданий в Петербурге; получил от академии в 1840 г. звание академика, а в 1842 г. - профессора 2-й степени; несколько лет преподавал архитектуру и занимал должность профессора строительного искусства в институте инженеров путей сообщения и строительном училище. А. Сомов.