город в Костромской обл., центр Галичского р-на. Расположен на окраине Галичско-Чухломской возвышенности, на юго-восточном берегу Галичского озера. Население 21 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1238 как Галич Мерьский; имел мощные земляные укрепления. В XIII в. центр Галицкого княжества. В 1363 присоединен к Московскому княжеству. В 1427 выдержал месячную осаду казанских татар. В XVI в. центр торговли Костромской земли. Город с 1719.
ГАЛИЧ
ГАЛИЧ
Галич
город в Костромской области, на берегу Галичского озера. Основан, вероятно, в середине XII в. при князе Юрии Владимировиче Долгоруком. Впервые упоминается в 1238 г. как Галич Мерьский. Центр Галицко-Дмитровского княжества. В середине XIV в. присоединён к Московскому княжеству. В 1450 г. у стен Галича произошла битва между войсками великого князя Василия II Тёмного и галичского князя Дмитрия Шемяки. С 1778 г. – уездный город Костромского наместничества. У южной окраины города расположен Паисиев монастырь (основан в XIV в.).
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ГАЛИЧ
древнерусский город на р. Лукве (приток Днестра), в шести км к северу от современного г. Галича. Впервые упомянут в Ипатьевской летописи (1140). С 1144 - столица Галицкого княжества. В 1199, при кн. Романе, Галич стал столицей Галицко-Волынского княжества. Значительного расцвета достиг во 2-й пол. XII в. в княжение Ярослава Осмомысла и Романа Мстиславича, а также его сына Даниила Романовича Галицкого, окончательно укрепившегося в Галиче в 1238. В это время здесь развивались ремесло и торговля, были построены княжеские дворцы, белокаменные храмы, составлена Галицко-Волынская летопись. В 1241 Галич был разрушен татарами и пришел в упадок.
ГАЛИЧ
Междоусобные войны, Х—ХУ вв.). Город в Костромской области, близ которого 27 января 1450 г. произошла битва между войсками удельного галицкого князя Дмитрия Шемяки и великого князя московского Василия II Темного. Войско Шемяки имело меньшую численность, но располагало артиллерией и занимало удобную, хорошо укрепленную позицию на возвышенности. Его фланг прикрывала лесистая местность, мешавшая московскому войску совершить обход н о й м а н е в р . М о с к в и ч и во гл а в е с к н я з е м В.И. О б о л е н с к и м н а ч а л и б и т в у с л о б о в о й а т а к и Ш ем я к и ны х у к р е п л е н и й . Схватка отличалась большим ожесточением. По словам летописца, давно русские не губили друг друга с таким остервенением. Сражение завершилось полным разгромом войск Шемяки. Он бежал в Новгород, где вскоре погиб. Этой битвой закончилась междоусобная война в Московском княжестве (1433—1450). После победы над враждебными князьями Василию II удалось уничтожить почти все уделы в своем княжестве. Оно стало единым и получило значительное преобладание в Северо-Восточной Руси. Битва знаменита также и тем, что это было последнее крупное сражение времен княжеских междоусобиц на Руси (см. Клязьма).
ГАЛИЧ
древнерус. город на р. Луква (приток Днестра) у совр. с. Крылос (в 6 км к С. от совр. г. Галич) Ивано-Франковской обл. УССР. Впервые упомянут в Ипатьевской летописи под 1140. С 1144 - столица Галицкого княжества. В 1199, при князе Романе, Г. стал столицей Галицко-Волынского княжества. Значит. расцвета Г. достиг во 2-й пол. 12 в. в княжение Ярослава Осмомысла и Романа Мстиславича, а также его сына Даниила Романовича Галицкого, окончательно укрепившегося в Г. в 1238. В это время развивались в Г. ремесло и торговля, были построены княж. дворцы, белокам. храмы, составлена Галицко-Волынская летопись. В 1241 Г. был разрушен татарами и пришел в упадок. Раскопки 1939-41, 1951-52, 1955. По археологич. данным, Г. возник в 10 в. В 12 в. значит. расширился. Г. был расчленен укреплениями на княжескую часть, епископскую и посад. За городом находилось открытое поселение "Подгородье", заселенное ремесленниками и торговцами. Открыты жилища, ремесл. мастерские и 10 белокаменных храмов 12-13 вв. (крупнейший - храм Успения 12 в., украшен каменной резьбой и фресками). Лит.: Пастернак Я., Старий Галич, Кракiв-Львiв, 1944; Тихомиров М. Н., Древнерус. города, 2 изд., М., 1956; Гончаров В. К., Археологiч. дослiдження древнього Галича у 1951 р., Археологiч. пам´ятки УРСР, т. 5, К., 1955; Каргер М. К., Осн. итоги раскопок древнего Галича в 1955 г., КСИИМК, No 81, 1960; Relenski J., Halicz w dziejach sztuki sredniowiecznej, Krak?w, 1914.
ГАЛИЧ
настоящая фамилия Гинзбург) Александр Аркадьевич (1918, Екатеринослав, ныне Днепропетровск – 1977, Париж), русский поэт, драматург. В 1935 г. поступил в Литературный ин-т и Театральную школу им. К. С. Станиславского. С 1938 г. по сценарию Галича и в соавторстве с ним было поставлено много спектаклей и снят ряд кинокартин: пьесы «Походный марш» (др. название «За час до рассвета»), «Вас вызывает Таймыр» (совместно с К. Исаевым), «Под счастливою звездой», «Москва слезам не верит» (совместно с С. Мунблитом), лирическая комедия «На плоту» (кинофильм «Верные друзья», совместно с К. Исаевым), «Сердце бьется вновь», «Трижды воскресший», кинофильмы «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу» и др. Во время Великой Отечественной войны был одним из организаторов и участников Комсомольского фронтового театра. В 1956 г. пьесой Галича «Матросская тишина» открылась Театр-студия МХАТ. В 1958 г. постановка этой пьесы была запрещена.
Песни Галича поднимали наболевшие социальные проблемы, яростно критиковали общественные пороки. Ему, как и В. С. Высоцкому, одинаково хорошо удавались образы из разных социальных слоев. Традиции городского романса сочетаются в поэзии Галича с библейскими мотивами, приверженностью к классической традиции. Сквозным героем в его творчестве является профсоюзный активист Клим Петрович Коломийцев.
Наиболее известное поэтическое произведение Галича – «Облака» (1962) о возвратившемся из сталинских лагерей человеке:
Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял,
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям!..
В монологе бывшего заключенного звучит тихая радость освобождения. Но с бОльшей силой – глубокая досада на судьбу. Монолог лирического героя обнажает душевную рану, нанесенную репрессиями. Он вспоминает о Колыме и говорит о том, что продрог в тех краях на века. В финале произведения Галич подчеркивает типичность судьбы своего героя:
И по этим дням, как и я,
Полстраны сидит в кабаках!
И нашей памятью в те края
Облака плывут, облака…
Социальное благополучие для одних людей добывается за счет гибели и рабского труда других. Вся эта индустрия работает в государственном масштабе. Данная тема была поднята в произведении «Старательский вальсок» (1963), где рифмуются слова «богачи», «первачи», «палачи», «промолчи». Утрачены романтические мечты о сказочной жизни. Все юношеские стремления к открытиям, к новым жизненным свершениям разбиваются о жестокую прозу реальности. Главным в жизни становится умение приспособиться, вовремя промолчать. Слово «Промолчи!» рефреном звучит в произведении, как магическое заклинание. Начальниками становятся те, кто, «спрятав глаза» и совесть, голосует на собраниях «за», не внемля голосу сердца и разума. Хладнокровное стремление сделать блестящую карьеру заменяет в их душах инициативность, рассудительность, а порой и элементарную порядочность.
Песни Галича с особой остротой обнажали основное противоречие современной ему эпохи – противоречие между словом и делом:
И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маета!
Но под всеми словесными перлами
Проступает пятном – немота!
(«Старательский вальсок»)
Галич подчеркивал, что авторскую песню необходимо рассматривать как литературное явление, т. к. она интересна главным образом стихами, для него было важно создать поэтический стиль для каждой песни.
На фестивале авторской песни в 1968 г. Галич получил приз и почетную грамоту АН, однако вскоре за рубежом без ведома автора вышла книга с текстами его песен. В 1971 г. Галич уехал в Норвегию, потом переселился в Германию, в Мюнхен, где начал работать на радиостанции «Свобода», затем переехал в Париж. Галич трагически погиб от удара электрического тока при настройке звуковой аппаратуры. Поэт похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Галич очень хотел вернуться на родину. После смерти ему удалось сделать это своими стихами.
Песни Галича поднимали наболевшие социальные проблемы, яростно критиковали общественные пороки. Ему, как и В. С. Высоцкому, одинаково хорошо удавались образы из разных социальных слоев. Традиции городского романса сочетаются в поэзии Галича с библейскими мотивами, приверженностью к классической традиции. Сквозным героем в его творчестве является профсоюзный активист Клим Петрович Коломийцев.
Наиболее известное поэтическое произведение Галича – «Облака» (1962) о возвратившемся из сталинских лагерей человеке:
Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял,
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям!..
В монологе бывшего заключенного звучит тихая радость освобождения. Но с бОльшей силой – глубокая досада на судьбу. Монолог лирического героя обнажает душевную рану, нанесенную репрессиями. Он вспоминает о Колыме и говорит о том, что продрог в тех краях на века. В финале произведения Галич подчеркивает типичность судьбы своего героя:
И по этим дням, как и я,
Полстраны сидит в кабаках!
И нашей памятью в те края
Облака плывут, облака…
Социальное благополучие для одних людей добывается за счет гибели и рабского труда других. Вся эта индустрия работает в государственном масштабе. Данная тема была поднята в произведении «Старательский вальсок» (1963), где рифмуются слова «богачи», «первачи», «палачи», «промолчи». Утрачены романтические мечты о сказочной жизни. Все юношеские стремления к открытиям, к новым жизненным свершениям разбиваются о жестокую прозу реальности. Главным в жизни становится умение приспособиться, вовремя промолчать. Слово «Промолчи!» рефреном звучит в произведении, как магическое заклинание. Начальниками становятся те, кто, «спрятав глаза» и совесть, голосует на собраниях «за», не внемля голосу сердца и разума. Хладнокровное стремление сделать блестящую карьеру заменяет в их душах инициативность, рассудительность, а порой и элементарную порядочность.
Песни Галича с особой остротой обнажали основное противоречие современной ему эпохи – противоречие между словом и делом:
И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маета!
Но под всеми словесными перлами
Проступает пятном – немота!
(«Старательский вальсок»)
Галич подчеркивал, что авторскую песню необходимо рассматривать как литературное явление, т. к. она интересна главным образом стихами, для него было важно создать поэтический стиль для каждой песни.
На фестивале авторской песни в 1968 г. Галич получил приз и почетную грамоту АН, однако вскоре за рубежом без ведома автора вышла книга с текстами его песен. В 1971 г. Галич уехал в Норвегию, потом переселился в Германию, в Мюнхен, где начал работать на радиостанции «Свобода», затем переехал в Париж. Галич трагически погиб от удара электрического тока при настройке звуковой аппаратуры. Поэт похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Галич очень хотел вернуться на родину. После смерти ему удалось сделать это своими стихами.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006