изделия из непрозрачного многослойного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами по имени создателя французского художника XIX—начала XX в. Э. Галле. Декор выполняется резьбой с удалением нескольких слоев стекла вокруг узора.
ГАЛЛЕ
ГАЛЛЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Галле
, Луи (Gallait, Louis) 1810, Турне — 1887, Брюссель. Бельгийский живописец, рисовальщик. С 1830 занимался у Ф. О. Эннекена, ученика Давида, в Академии художеств Турне. С 1832 посещал Академию художеств Антверпена, изучал произведения Рубенса. В 1833—1840 жил в Париже, где брал уроки у А. Шеффера, испытал влияние Делароша. В начале 1840-х возвратился в Бельгию. Писал картины на исторические и литературные сюжеты, бытовые сцены, портреты. Сформировался как исторический живописец романтического направления под влиянием А. Шеффера и П. Делароша. В традициях позднеромантической французской живописи, имевшей успех в парижских салонах, исполнены полотна Последние минуты графа Эгмонта (1848, Берлин, Гос. музеи; повторение — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна, отдаваемые членами Большого Совета в Брюсселе (1851, Брюссель, Музей современного искусства; эскиз — Турне, Музей изящных искусств), Отречение Карла V (1882), Чума в Турине (1882, оба — Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Изображение событий нидерландской буржуазной революции, французской истории, любимого романтиками Средневековья было популярно среди бельгийских художников. В картинах Галле достоверно передан исторический антураж — костюмы, обстановка и полное внутреннего напряжения состояние персонажей; образы благородных героев окружены романтическим ореолом. Резкие контрасты света и тени эффектно подчеркивают главные эмоционально-выразительные детали, как в полотнах А. Шеффера, подражавшего манере Рембрандта (Тассо в темнице, 1853, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Демонстрировавшиеся на международных выставках работы Галле высоко оценивались академической критикой, нравились публике. В изображении бытовых сцен академически четкая выстроенность композиции сочетается с живым восприятием натуры. В полотнах Семья рыбака (1848), Жена рыбака с детьми (1855, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) образы сидящих у моря людей полны поэтической задумчивости. Их фигуры, вписанные в строгий треугольник, выглядят монументальными. В отличие от исполненных в темной и резкой цветовой гамме, не смягченной тональными разработками, произведений на исторические сюжеты эти полотна строятся на более тонких колористических сочетаниях. Резкие мазки поверх гладкой корпусной живописи привносят свободу в живописное исполнение. Романтическим ореолом окружен образ воина-славянина в картине Славонец (1854, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), изображенного в национальном костюме на фоне равнинного пейзажа. Сюжет из истории освободительного движения хорватов и славонцев трактуется художником в форме "портрета-типа", популярного у мастеров европейского реализма середины XIX в. Менее значительной стороной творчества художника явился портрет. Преодолевая парадные репрезентативные приемы, Галле овладевал живописными средствами реалистической передачи образа (Полковник Галларт, Мадам Пик, оба — Турне, Музей изящных искусств). В историю европейского искусства Галле вошел как крупный мастер бельгийской школы живописи, в творчестве которого наглядно проявилось сосуществование романтических и реалистических тенденций.
Лит.: Асаевич К. Ф. Картины Луи Галле в собрании Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа. Западноевропейское искусство. Л., 1956. Т. 1; Sulzberger M. Louis Gallait. Bruxelles, 1889; Musee royaux d’art et d’histoire. Bruxelles, 1989.
Е. Федотова
Лит.: Асаевич К. Ф. Картины Луи Галле в собрании Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа. Западноевропейское искусство. Л., 1956. Т. 1; Sulzberger M. Louis Gallait. Bruxelles, 1889; Musee royaux d’art et d’histoire. Bruxelles, 1989.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006