, Аксель (Gallen-Kallela, Axel) 1865, Бьорнеборг — 1931, Леппяваара. Финский живописец, график. Учился в Художественной школе в Гельсингфорсе у Ф. Алстедта, потом брал уроки у С. А. Кейнянена, А. фон Беккера. В 1884—1889 учился в Академии Жюлиана в Париже, занимался у А. В. Бугро, Ф. Кормона, Т. Робер-Флери. Испытал влияние Бастьен-Лепажа. Летом возвращался из Парижа на родину, путешествовал по Карелии, работал в селениях Сало, Экола и др. С конца 1880 поселился в селении Руовеси и начал работать над циклом станковых полотен к финскому эпосу Калевала. В 1889 путешествовал по Италии, где увлекся ренессансной монументальной живописью. В 1890-е был в Германии, сблизился там с кругом мастеров европейского модерна. В 1900 исполнил росписи и оформил финский павильон для Парижской выставки, в 1901 — Старый студенческий дом в Хельсинки. В 1901—1903 работал в Пори над росписями капеллы-усыпальницы дочери промышленника Юселиуса. В 1928 украсил фресками вестибюль Национального музея в Хельсинки. Член "Орнамо" — объединения финских художников-декоративистов. Писал станковые картины на сюжеты из Калевалы, пейзажи, портреты. Одним из первых финских художников стал работать в офорте и ксилографии, иллюстрировал книги. Создавал изделия из дерева, металла, рисунки для ковров ручной работы (рюйю), конструировал мебель, используя мотивы народного финского искусства. В пригороде Хельсинки — Леппяваара (Эспоо) — в замке, построенном самим художником, где он жил последние годы, в 1961 был открыт его музей. Непритязательные сюжеты ранних произведений — Мальчик и ворона (1884, Хельсинки, Атенеум), Старуха и кошка (1885, Турку, Художественный музей), Первый урок (1887, Хельсинки, Атенеум) — повествуют о быте рыбаков и крестьян финских селений. Основанные на натурном наблюдении, они полны лиризма и достоверности. В композиционном построении картин, общем декоративном чувстве цвета, несколько идиллически переданной связи человека и природы ощущается влияние Бастьен-Лепажа. Спокойная и холодная гамма пейзажей (Пейзаж с овцами, 1884, Хельсинки, Атенеум; Зимний пейзаж, 1887, Мянття, Художественный музей Г. Серлакиуса; Иматра зимой, 1893, Хельсинки, Атенеум) передает колорит природы Финляндии. В работе над циклом картин на темы Калевалы (темпера) живописная манера художника претерпевает резкие изменения. Композиция полотен Защита Сампо (1896), Месть Иоукахайнена (1897, оба — Турку, Художественный музей), Мать Лемминкяйнена (1897), Проклятие Куллерво (1899), триптиха Легенда об Айно (1897, все — Хельсинки, Атенеум) строится на экспрессивных сочетаниях силуэтов и больших цветовых плоскостей. Художник избирает наиболее драматические моменты, о которых повествуют руны. В полотне Мать Лемминкяйнена он обращается к часто избираемой мастерами европейского символизма и модерна теме смерти. Символика цветов — черного, олицетворяющего злые силы, погубившие героя у реки Туонеллы, и золотисто-желтого, дающего надежду на его воскрешение, — выразительный силуэт фигуры матери, горящие свечи в виде цветов придают сцене характерный для искусства символизма оттенок таинственности, трагизма. Художник часто изображает сцены в пейзаже, напоминающем глухой лес Руовеси, где он создавал этот цикл. Идея синтеза искусств, занимавшая одно из важнейших мест в эстетике модерна, была развита Галлен-Каллелой в оформлении финского павильона для Парижской выставки 1900 года. Фрески на сюжеты из Калевалы (Выковывание Сампо, Илмаринен, Крещение Финляндии) и оформление павильона дома художника, выстроенного им в национальном духе в Руовеси, образно передавали колорит культуры его родины. Сюжеты фресок парижского павильона были повторены в росписях Национального музея в Хельсинки. В стиле декоративной живописи модерна были исполнены и восемь фресок капеллы-усыпальницы в Пори. Пейзажи и аллегорические сюжеты символизировали связь жизненного цикла человека и природы, его быстротечность (Весна, Зима, Строительство и др.). Цветовое пятно, выразительная линия контура играют значительную роль и в портретах Галлен-Каллелы (Портрет матери, 1896, Стокгольм, Нац. музей; Г. Модер, 1896; А. Горький, 1906, оба — Хельсинки, Атенеум). Часто вводимые в композицию пейзажные элементы, скульптурно подчеркнутая характерность лиц придают особую выразительность его портретным образам. Иллюстрировал Калевалу (1922), книги (Пан П. Ширбарта, 1895; Семь братьев А. Киви; Финляндия в XIX веке и др). Искусство Галлен-Каллелы, крупнейшего мастера финского модерна, оказало значительное влияние на творчество живописцев Финляндии, а также на развитие национальной художественной промышленности, дизайн.
Лит.: Выставка произведений финских художников. Москва, 1981: Каталог. М., 1981; Безрукова М. И. Искусство Финляндии. Основные этапы становления национальной художественной школы. М., 1986; Hagelstam W. Axel Gallen. Stockholm, 1904; Okkonen O. Die finnische Kunst. Porvoo; Helsinki, 1950.
Е. Федотова