религиозно-политическое движение с XIII в., сторонники которого добивались автономии, большей независимости французской католической церкви от папства. Идеи Г. нашли отражение в выступлениях французских епископов на 2-м Ватиканском соборе 1962—1965 гг.
ГАЛЛИКАНСТВО
ГАЛЛИКАНСТВО
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Галликанство
Галликанство (Gallicanism), в католич. церкви Франции движение за ограничение папской власти. Его противоположностью было ультрамонтанство, представители к-рого выступали за неограниченную власть папы над церковью во всем мире. Г. утвердилось, во-первых, в процессе борьбы за независимость королев, власти от власти духовной, во-вторых, в рез-те совместных усилий светской и духовной властей, направленных на ограничение вмешательства пап во внутр. дела, и, в-третьих, как следствие приверженности принципу верховенства церк. соборов над папством. Представители Г. выступали в диспутах, проходивших еще в 13 в., а в "Декларации галликанского духовенства" (1682), одобренной нац. ассамблеей франц. духовенства, были офиц. закреплены принципы Г.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ГАЛЛИКАНСТВО
от лат. gallicanus, букв. - галльский; здесь - французский) - религ.-политич. течение (13-18 вв.), отстаивавшее независимость франц. церкви от папского престола. Возникло и развивалось в период образования во Франции централизов. гос-ва. Для Г. характерно, с одной стороны, стремление части франц. духовенства (гл. обр. городского) организовать самостоят. по отношению к Риму церковь (церк. Г.), с другой - использование движения королев. властью для усиления собств. могущества и превращения церкви в послушное орудие своей власти (королев. Г.). Будучи направлено против теократич. притязаний папства, Г. затрагивало не только вопросы церк. устройства, но и проблемы взаимоотношений светской и духовной власти. Большое значение в истории Г. имели постановления Людовика IX (в частности, Прагматич. санкция 1269) и борьба Филиппа IV Красивого с Бонифацием VIII. В 15 в. развитие Г. было тесно связано с соборным движением. Прагматич. санкция 1438 Карла VII, юридически оформившая вольность галликанской церкви, провозглашала право свободного выбора епископов и аббатов капитулами и монастырскими общинами. Признавая папу главой церкви, она декретировала верховенство соборов над папой, ограничивала его суд. и финанс. права. В период складывания абсолютизма королев. власть, нуждавшаяся в поддержке папства, заключила Болонский конкордат 1516, к-рый, делая ряд ден. уступок папству, признавал, однако, за королем право назначения на церк. должности. Этим был сделан шаг к превращению церкви в гос. учреждение. Идеи Г. наиболее полно выражены в Декларации галликанского клира, изданной от имени собора франц. духовенства под ред. Боссюэ в 1682 и отвечавшей интересам королев. власти. Папа не мог низлагать королей и вмешиваться в дела светской власти, его постановления принимались, если они не противоречили обычаям страны и канонам церкви; отвергался принцип непогрешимости пап в вопросах веры, решение к-рых должно было принадлежать соборам. Франц. бурж. революция кон. 18 в., уничтожившая абсолютизм и конфисковавшая зем. владения церкви, лишила Г. прежнего значения, однако нек-рые идеи Г. имели распространение и в 19 в. Гражд. уложение о духовенстве времен революции, поставившее церковьна положение гос. учреждения, вообще игнорировало права папы, делая лишь оговорку о сохранении единства веры и общения с Римом. Конкордаты Наполеона 1802 и 1813, определившие устройство гос. франц. церкви 19 в., лишали католицизм значения господствующей в гос-ве религии и решали вопрос об отношении к Риму в целом в духе 1682. С целью укрепления позиций католич. церкви перед лицом растущего рабочего движения франц. духовенство, несмотря на сопротивление значит. части церковнослужителей, признало догмат о непогрешимости пап в делах веры, принятый на Ватиканском соборе 1869-1870. Это означало победу ультрамонтанов, сторонников сильной папской власти, с к-рыми приверженцы Г. вели борьбу начиная с 15 в. Однако и в наст. время ист. традиции Г. продолжают оказывать влияние на жизнь франц. католич. церкви, в частности на демократич. движение части франц. духовенства, направленное против реакц. политики Ватикана и поддерживающего его франц. епископата, за мир, социальные преобразования и самостоятельность нац. церкви. Лит.: Шейнман М. M., Ватикан и католицизм в кон. XIX - нач. XX вв., М., 1958; Bossuet J. В., D?fense de la c?l?bre d?claration du clerg?, du 19 mars 1682, sur la puissance eccl?siastique, v. 1-3, (P.), 1745; Lanessan J. Z. de, L´?tat et les ?glises en France, depuis les origines Jusqu´а la s?paration, P., 1906. Н. А. Хачатурян. Москва.