ГАЛУППИ Бальдассаре

Найдено 1 определение
ГАЛУППИ Бальдассаре
(18 X 1706, остров Бурано, близ Венеции - 3 I 1785, Венеция)
Имя Б. Галуппи мало о чем говорит современному любителю музыки, но в свое время он был одним из ведущих мастеров итальянской комической оперы. Галуппи сыграл заметную роль в музыкальной жизни не только Италии, но и других стран, особенно России. Италия XVIII в. буквально жила оперой. Это всеми любимое искусство давало выход прирожденной страсти итальянцев к пению, их пылкому темпераменту. Однако оно не стремилось прикоснуться к духовным глубинам и не создало шедевров «на века». В XVIII в. итальянские композиторы создавали оперы десятками, и количество опер Галуппи (112) вполне типично для того времени. Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат. Блестящий виртуоз - мастер игры на клавире - он написал свыше 50 сонат для этого инструмента. При жизни Галуппи называли Буранелло - от названия острова Бурано (близ Венеции), где он родился. Почти вся его творческая жизнь связана с Венецией: здесь он учился в консерватории (у А. Лотти), а с 1762 г. до конца жизни (за исключением времени пребывания в России) был ее директором и руководителем хора. Тогда же Галуппи получил высший музыкальный пост в Венеции - капельмейстера собора Св. Марка (до этого он почти 15 лет был помощником капельмейстера), в Венеции с конца 20-х гг. ставились его первые оперы.
Галуппи писал в основном комические оперы (лучшие из них: «Деревенский философ» - 1754, «Трое смешных влюбленных» - 1761). 20 опер было создано на тексты знаменитого драматурга К. Гольдони, который как-то сказал, что Галуппи «среди музыкантов то же, что Рафаэль среди художников». Кроме комических Галуппи писал и серьезные оперы на античные сюжеты: например, «Покинутая Дидона» (1741) и написанная в России «Ифигения в Тавриде» (1768). Композитор быстро завоевал известность в Италии и других странах. Его приглашают работать в Лондон (1741-43), а в 1765 г. - в Петербург, где в течение трех лет он руководил придворными оперными спектаклями и концертами. Особый интерес представляют хоровые сочинения Галуппи, созданные для православной церкви (всего 15). Композитор во многом способствовал утверждению нового, более простого и эмоционального, стиля русского церковного пения. Его учеником был выдающийся русский композитор Д. Бортнянский (он учился у Галуппи в России, а затем вместе с ним поехал в Италию).
Вернувшись в Венецию, Галуппи продолжал исполнять свои обязанности в соборе Св. Марка и в консерватории. Как писал английский путешественник Ч. Берни, «гений синьора Галуппи, подобно гению Тициана, делается все вдохновеннее с годами. Сейчас Галуппи никак не меньше 70-ти лет, и тем не менее, по общему мнению, его последние оперы и церковные сочинения изобилуют большим воодушевлением, вкусом и фантазией, чем в любой другой период его жизни». /К. Зенкин/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
973.06 кб

Бальдассаре Галуппи и музыка для православной Литургии

Антоненко Екатерина Юрьевна
В настоящей работе собраны и проанализированы документы эпохи, указывающие на создание венецианским композитором Б. Галуппи цикла песнопений для православной Литургии во время его пребывания в России (1765-1768).
Читать PDF
1.31 мб

Оперы Бальдассаре Галуппи в России и Испании (вторая половина XVII века)

Будыка Житкова Ольга Константиновна
В интересе к творчеству Бальдассаре Галуппи автор статьи видит одно из подтверждений оcновополагающего значения итальянского музыкального театра для русской и испанской сцены XVIII века.