ГАНДИ

Найдено 1 определение
ГАНДИ
Мохандас Карамчанд (2. X. 1869 - 30. I. 1948) - деятель нац.-освободит. движения Индии, основоположник гандизма. Род. в гуджаратском княжестве Порбандар, происходил из касты баниа. Отец его был министром в ряде княжеств Катхиавара. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи религии, что оказало определ. влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридич. образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 он служил юрисконсультом гуджаратской торг. фирмы в Юж. Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя пр-ва и пр. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены нек-рых дискриминац. законов. В Юж. Африке Г. выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам. Хотя, по его признанию, он считал справедливой борьбу буров и зулусов, тем не менее свои действия он рассматривал как доказательство лойяльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление.

По возвращении в Индию (янв. 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс (в к-рую вступил в 1919). В годы 1-й мировой войны Г. поддерживал воен. усилия Англии, надеясь, что такая поддержка заставит Англию пойти на уступки Индии и предоставить ей самоуправление.

Особенно видную роль в нац.-освободит. движении Индии Г. стал играть с 1917-18. В это время под воздействием войны и ухудшения положения масс и под влиянием Окт. социалистич. революции в России, а также в связи с отказом Англии предоставить Индии самоуправление в Индии началось массовое антиангл. движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления. Г. и его последователи много разъезжали по городам и селам Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против англ. господства. Однако эту борьбу Г. стремился ограничить ненасильственными формами и осуждал всякое насилие. Г. также осуждал клас. борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража. Эта позиция Г. была вполне приемлема для буржуазии, и партия Нац. конгресса поддержала его полностью. В 1919-48 Г. был идейным руководителем и наиболее влиятельным политич. лидером Нац. конгресса, к-рый под его руководством превратился в массовую партию, пользовавшуюся поддержкой широких слоев народа. Вовлечение масс в нац.-освободит. движение является осн. заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Г. Махатмой (великая душа).

В период подъема нац.-освободит. движения в Индии (1919-22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с англ. властями, а также добился соединения халифатского движения с движением индусов, решительно выступая за единение индусов и мусульман. В февр. 1922 руководство Нац. конгресса по предложению Г. прекратило кампанию несотрудничества ввиду ответных насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к англ. полицейским. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Г. сосредоточил свою политич. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества (см. в ст. Гандизм) и за ликвидацию института "неприкасаемых".

В годы нового подъема антиимпериалистич. движения (1929-33) Г. руководил кампанией гражд. неповиновения, направленной против правительств. соляной монополии (см. "Соляной поход"). В 1931 Г. заключил соглашение с вице-королем Ирвином, по к-рому Нац. конгресс свертывал эту кампанию; Г. соглашался представлять Конгресс на "Круглого стола" конференции, а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на нек-рые уступки инд. буржуазии.

В сент. 1934 Г. заявил о своем выходе из Нац. конгресса, мотивируя это тем, что он хочет посвятить себя "социальной работе": возрождению ручного прядения и ткачества и борьбе против т. н. неприкасаемости, но фактически оставался его вождем до конца жизни.

Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (напр., в 1922-24, 1930-31, 1942-44). В заключении и на свободе Г. неоднократно объявлял голодовки (с целью оказания давления на брит. пр-во, достижения единства индусов и мусульман, в знак протеста против института "неприкасаемых" и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и заставляли пр-во иногда идти на уступки.

В 1942 во время 2-й мировой войны, после провала Криппса миссии, когда англ. пр-во отказалось сформировать нац. инд. пр-во, и в связи с ростом антиимпериалистич. настроений, Г. выдвинул антиангл. лозунг: "Прочь из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление япон. агрессорам.

Во время подъема массового антиколониального движения в 1946-47 Г. стремился добиться независимости мирным путем и осуждал революц. выступления масс (в т. ч. и восстание инд. моряков в февр. 1946). В то же время Г. выступал против кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением расчленения Индии. Он поддерживал деятельность прогрессивных элементов, в т. ч. коммунистов, направленную на защиту рабочих кварталов от погромов. В июне 1947 при обсуждении Маунтбеттена плана Г. выступил за его принятие. После расчленения Индии на два гос-ва (авг. 1947) и последовавших за этим погромов Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 янв. 1948 Г. пал от руки члена индусской реакц. орг-ции Натхурама Годзе. Инд. народ глубоко чтит память Г.

В советской исторической литературе до недавнего времени (50-е гг.) допускались ошибочные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии. См. обзор лит-ры при статье Гандизм.

Соч.: Speeches and writings, 3 ed., Madras,(1922); Young India, 1919-1922, Madras, 1922; Young India, (2 ser., 1924-1926), N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, (1956); в рус. пер. - Мод жизнь, (М.), 1959.

А. М. Дьяков. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
225.24 кб

Махатма Ганди: «Апостол ненасилия»

Степанянц Мариэтта Тиграновна
Читать PDF
348.49 кб

ИНДИРА И САНДЖАЙ ГАНДИ - ТРАГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ, ПРИВЕДШАЯ К КАТАСТРОФЕ

Юрлова Евгения Степановна
В статье исследуется трагический период в истории Индии, связанный с введением чрезвычайного положения премьер-министром Индирой Ганди в 1975-1977 годах.
Читать PDF
0.00 байт

ЛЕД И ПЛАМЕНЬ: ПАТЕЛЬ И НЕРУ. РОЛЬ УЧЕНИКОВ ГАНДИ В СТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ

Черешнева М.С.
Приступая к изучению политической биографии одного из крупнейших политиков и государственных деятелей Индии Сардара Валлабхаи Пателя, историк знакомится с вехами его жизни и тем вкладом, который он внес в развитие своей страны.
Читать PDF
240.69 кб

2013. 02. 038. Лэдуиг III У. С. Индия и проецирование военной силы: станет ли Родина Ганди Великой д

Фурсов К. А.
Читать PDF
271.08 кб

Мохандас карамчанд Ганди и его идеи об Индийском демократическом государстве

Зубов Денис Владимирович, Лычагин Александр Иванович
Рассматриваются идеи Махатмы Ганди о государстве, способах его построения.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 02. 034. Джаханбеглу Р. Истина Ганди. Jahanbegloo, Ramin. La verite de Gandhi // Etudes. P. ,

Олишевко В. В.
Читать PDF
171.74 кб

2016.04.035. КУМБХОДЖКАР Ш. "ГАНДИ-ДЖИ, У МЕНЯ НЕТ РОДИНЫ": НЕПРИКАСАЕМЫЕ И СПОРЫ ОБ ИСТОРИИ. KUMBHO

Власов Г.Д.
Читать PDF
159.88 кб

Опыт Махатмы Ганди в свете проблем антикризисного управления

Щедрина Анастасия Михайловна
В статье рассматриваются проблемы антикризисного управления в контексте процесса глобализации. Опыт кампании ненасильственного сопротивления под руководством М.К.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 01. 027. Санина А. П. Об учении Ганди в религиозно-политической культуре Индии ХХ В. // пробле

Летов О. В.
Читать PDF
223.82 кб

Интерпретация идей «Бхагавадгиты» в философии М. К. Ганди

Битинайте Елена Алексеевна
Описаны религиозно-реформаторские, политические и социально-реформаторские толкования идей «Бхагавадгиты», предложенные М.К. Ганди.
Читать PDF
259.86 кб

Идея ненасилия в контексте философии культуры (Л. Н. Толстой, М. Ганди и Э. Фромм)

Меняева Марина Петровна
В статье рассматриваются идеи Л. Н. Толстого, М. Ганди и Э. Фромма, ставшие основой этики ненасилия. Цель публикации - проведение сравнительного анализа идей этики ненасилия вышеназванных авторов.
Читать PDF
524.36 кб

Этико-религиозная интерпретация феномена бедности в социальной философии М. К. Ганди

Битинайте Елена Алексеевна
В статье представлены различные варианты интерпретации феномена бедности, содержащиеся в текстах Мохандаса Карамчанда Ганди.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция общественного развития М. К. Ганди: опыт философской реконструкции

Битинайте Е.А.
В статье предложены результаты работы по реконструкции целостной картины представлений Мохандаса Карамчанда Ганди о развитии общества.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция развития человека в философии М. К. Ганди

Битинайте Елена Алексеевна
Автор исследует антропологические взгляды М.К. Ганди и его представления об индивидуальном развитии.
Читать PDF
281.13 кб

Сатьяграх как субъект социального развития в философии М. К. Ганди

Битинайте Елена Алексеевна
В статье освещен вопрос об участии в процессе общественного развития представителей творческого меньшинства (А. Бергсон, А. Дж. Тойнби). В философии М.К. Ганди аналогичную роль играют сатьяграхи.

Похожие термины:

  • Индия, 1948. Покушение на М. Ганди

    члены (лейбористской) партии в Великобритании. Лидеры лейбористской партии выступают за активное участие Великобритании в НАТО, тесное военно-политическое и экономическое сотрудничество с США.
  • Индия, 1984. Покушение на И. Ганди

    Покушение на Индиру Ганди произошло 31.10.1984 в 9 ч 10 мин (умерла в 10 ч. 14 мин.). Убийцы (телохранители–сикхи Сатвант Сингх и Беант Сингх) при совершении теракта руководствовались стремлением отомстит
  • Индия, 1991. Покушение на Р. Ганди

    маневр, осуществляемый войсками, силами, боевыми средствами, ударами, огнем, запасами материально-технических средств в масштабе оперативных объединений, для занятия более выгодного по отношению
  • Ганди Индира

    (1917-1984), индийский политик. Премьер-министр Индии в 1966-1977,1980-1984. Дочь первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала НЕРУ. Получила образование в Индии и Оксфордском университете в Великоб
  • Ганди Мохандас Карамчанд

    1869-1948). Вождь буржуазной индийской партии Конгресс, известный из-за своей борьбы за независимость Индии от Великобритании. Настаивал на методе ненасильственного гражданского сопротивления. Был у
  • Ганди Махатма

    (Мохандас Карамчанд) (1869–1948) — лидер индийского национально-освободительного движения. Родился в семье чиновника, юридическое образование получил в Лондоне, боролся против дискриминации индийск
  • ГАНДИ РАДЖИВ

    (1944 1991), индийский политик. Внук Джавахарлала НЕРУ и сын Индиры ГАНДИ. Третий премьер-министр из этой семьи (1984 1990), в общей сложности правившей в Индии 38 лет. После окончания Кембриджского университ
  • УБИЙСТВО МАХАТМЫ ГАНДИ

    Индия. 30 января 1948 года Его называли Отцом нации и Махатмой, что означает Большой Дух. Имя его было Мохандас Карамчанд Ганди, и он, безусловно, был одной из самых ярких личностей в национально-освобо