троянский юноша в греческой мифологии, похищенный Зевсом из-за своей красоты. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В переносном значении - слуга, подающий гостям вино.
Ганимед
ГАНИМЕД
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ГАНИМЕД
персонаж мифологии, сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он стал виночерпием Зевса вместо Гебы. Взамен сына Зевс даровал отцу Ганимеда пару божественных коней.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Ганимед
в мифах древних греков троянский юноша, которого из-за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унес на Олимп. Там Ганимед стал исполнять обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар.
Источник: Исторический словарь
ГАНИМЕД
в греч. миф. сын троянск. царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необыч. красоты Г., когда пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превративш. в орла (или пославшим орла), и унесен на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ганимед
(греч. Ganymedes), в греч. сказаниях прекраснейший из смертных, сын царя Троса, похищ. Зевсом на Олимп, где он стал кравчим (прислуживал богам за трапезой). По позднейшей версии, Зевс поручил похитить Г. своему орлу (или похитил его сам в образе орла) и сделал его своим возлюбленным (отражен мотив любви к мальчикам). Скульптуры Леохара, Торвальдсена; картины Корреджо, Рубенса, Рембрандта, фон Маре; стихотворение Гете.
Источник: Словарь античности. 1989
Ганимед
в греческой мифологии сын троянского царя Троя и нимфы Каллирои. По причине необычайной красоты, когда Ганимед пас отцовские стада на склонах Иды, он был похищен Зевсом, превратившимся в орла, и унесен на Олимп. Там он разливал на пирах нектар богам. За Ганимеда Зевс подарил его отцу великолепных коней. Ганимед был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолея. Образ Ганимеда отражен на художественных полотнах Микеланджело, Корреджо, П. Рубенса, Рембрандта.
ГАНИМЕД
• Ganym?des,
????????? (веселого духа, радующий душу), древнелатинский Catamitus,
1. сын царя Троя, брат Ила и Ассарака, прекраснейший из смертных, которого боги похитили на небо, чтобы он там жил вечно и был виночерпием Зевса. Il. 20, 231 слл. Впоследствии полагали, что Зевс его похитил или через своего орла или сам под видом орла. Horat. Od. 4, 4, 1 слл. Verg. Aen. 5, 254. Ov. met. 10, 155. В виде вознаграждения за сына Зевс дал Трою пару божественных коней. Il. 5, 266 (см. Eurypylus, Еврипил, 3). Начиная с Пиндара (ol. 1, 44) прекрасный виночерпий богов и в особенности Зевса изображается его любимцем. Т. к. он в качестве виночерпия имеет при себе сосуд, то впоследствии его отождествляли с демоном источников реки Нила, и астрономы поместили его в числе созвездий под названием Водолея. В искусстве он изображается в виде нежного, расцветающего юноши, с фригийскою шапкою на голове, вместе с Зевсом или орлом;
2. имя евнуха, убившего полководца Ахиллу и сделавшего нападение на Цезаря. Caes. b. Alex. 4. 6. 33.
????????? (веселого духа, радующий душу), древнелатинский Catamitus,
1. сын царя Троя, брат Ила и Ассарака, прекраснейший из смертных, которого боги похитили на небо, чтобы он там жил вечно и был виночерпием Зевса. Il. 20, 231 слл. Впоследствии полагали, что Зевс его похитил или через своего орла или сам под видом орла. Horat. Od. 4, 4, 1 слл. Verg. Aen. 5, 254. Ov. met. 10, 155. В виде вознаграждения за сына Зевс дал Трою пару божественных коней. Il. 5, 266 (см. Eurypylus, Еврипил, 3). Начиная с Пиндара (ol. 1, 44) прекрасный виночерпий богов и в особенности Зевса изображается его любимцем. Т. к. он в качестве виночерпия имеет при себе сосуд, то впоследствии его отождествляли с демоном источников реки Нила, и астрономы поместили его в числе созвездий под названием Водолея. В искусстве он изображается в виде нежного, расцветающего юноши, с фригийскою шапкою на голове, вместе с Зевсом или орлом;
2. имя евнуха, убившего полководца Ахиллу и сделавшего нападение на Цезаря. Caes. b. Alex. 4. 6. 33.
Ганимед
греч. Ganymedes)
в греческой мифологии сын дарданского царя Троса и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака; похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороны изображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, - излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды он был похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего из смертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и в римских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится на небо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.
На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Только аллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символ восхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа. Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников он остается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенс столь же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его в когтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии сын дарданского царя Троса и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака; похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороны изображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, - излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды он был похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего из смертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и в римских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится на небо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.
На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Только аллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символ восхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа. Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников он остается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенс столь же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его в когтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)