Ганин (Егор Федорович) - мономан первой четверти настоящего столетия, одержимый страстью к писательству. Богатый купец, он стремился ""к изяществу"" и устроил в своем доме в Санкт-Петербурге, на берегу Невы, сад, сделав из него своего рода кунсткамеру таких нелепостей, что современники прославили эту затею в юмористических стихах. Напечатал несколько драм, доставивших много пищи для смеха современникам. Умер в 1830 г., лет 65-ти. Ср. Касьян Касьянов, ""Наши чудодеи"" (Санкт-Петербург, 1875).
Ганин Егор Федорович
— драматург; род. 1755 г., умер около 1830 г. (в "Азбучном указателе имен русских деятелей для Русского биографического словаря" днем его смерти указано 11 декабря 1825 г.). Богатый купец первой гильдии, одержимый страстью к писательству, Г. жил в Петербурге, в собственном доме, стоявшем на берегу Невы, в том месте, где теперь находится Калашниковская пристань. Этот "любитель изящного" в 20-х годах стал предметом насмешек современных ему писателей и поэтов. Стремясь всеми силами души к "искуству", мономан Г. возле своего дома разбил сад, небольшой по размеру, но вмещавший хотя и в хаотическом беспорядке, почти все то, что составляет украшение загородных дворцовых садов Царского Села, Петергофа, Гатчины, Ропши и проч. В 1824 г. в "Благонамеренном" (№№ 17—18) была напечатана статья: "Описание сада господина Ганина". Автором был сам Г., но скрылся под псевдонимом: "любитель изящного". Редактор "Благонамеренного", Измайлов, так зло насмехавшийся над Г., дает маленькую, но характерную заметку в описании сада: "Напечатано со всевозможной точностью. Издатель не переменил ничего, но расставил только, для удобства читателей, знаки препинания, коим почтенный автор, по-видимому, объявляет решительный остракизм". В особенности Г. прославился своими невозможными для чтения драмами, или "драммами", по его орфографии. В 1819 г. Г. впервые явился в редакцию "Благонамеренного" со своею первою драмою в 3 действиях "Любим". Прочитав ее, добродушный весельчак А. Е. Измайлов посоветовал Г. продолжать писать, не покладая пера, и, окрыленный таким успехом, Г. стал считать себя вторым Августом Коцебу и действительно не "покладал пера". Кроме того, А. Измайлов без особенного труда мог уверить Г., что его нелепейшие драмы переведены на французский язык и играются в окрестностях Парижа на даче маркизы де Куланж (вымышленное имя) и что там же в честь и во славу Г. поется похвальное слово, сочиненное также вымышленным де Сент-Анджем. Это похвальное слово было напечатано на страницах "Благонамеренного" и начиналось: "Vive, monsieur Ganin!". Г. наивно верил всему этому. Он зачастую с пафосом прочитывал публике, посещавшей его замечательный сад, похвальное слово, произнося все слова так, как бы они были написаны русскими буквами. Ганиным написаны были следующие "драммы": "Валериан, или Муж двух жен" (1820) и "Ельвира, или Роза, с великолепным спектаклем, искусно приуроченным как для придворных, так и для приватных или бальных театров" (1821), "Джонс, или добродетельный Иван" (1821), "Виктор, или Дитя, найденное в лесу", "Слабомыслов" (1825). Из всех этих чудовищных "драмм" пальма первенства принадлежит драме:"Джонс, или Добродетельный Иван", где главным действующим лицом является львица. А. Измайлов убедил Г., что только он один может сыграть столь трудную роль львицы. В 1823 г. ему представился случай надеть львиную шкуру, ибо он принял участие в спектакле для рабочих (конечно, хлопотал об этом А. Измайлов) на Ольхинской бумажной фабрике. Ползая на четвереньках, Г. заслужил непритворную овацию зрителей. Стремление Г. стать известным не ограничилось писанием "драмм" и устройством сада, он стремился попасть в различные общества, покровительствующие искусствам. "Известность" стоила Ганину недешево: он, например, вместе с другим таким же чудодеем-поэтом гр. Хвостовым, выписывал 50 №№ "Благонамеренного", где Измайлов, тонко и неясно только для Г., высмеивал его, платил большие деньги за постановку (стараниями Измайлова) своих пьес и т. д. А. Измайлову не трудно было уверить Г. в его великом таланте; его пьесы, действительно, скоро раскупались, ради смеха, как нечто необыкновенное, что вызывало зависть в его приятеле, поэте гр. Хвостове. В частной жизни Г. был дельный хозяин. Из личной его жизни известно, что он был женат, но в 1819 году похоронил свою жену и устроил в своем саду мраморный памятник, на черной доске которого было высечено: "Марии-другу", а внизу две буквы "Е. Г." Известно еще, что с 1826 г. он подпал влиянию племянницы своей ключницы и по ее совету или, вернее, приказанию перестал писать свои "драммы". По ее же совету приобрел электрическую машину, поставил в своем знаменитом саду и стал производить различные опыты, которые в конце концов расстроили его от природы крепкое здоровье.
Касьян Касьянов (Н. А. Лейкин), "Наши чудодеи", СПб., 1875; Чувашинский, "Истинное сказание о Петерб. оригинале Е. Ф. Ганине" (Петербург. Газ., 1873, № 51); Дело, 1874, № 4 (Воспоминания об A. Измайлове); Словари: Брокгауз-Ефрон, Геннади; "Сын Отечества", 1821, стр. 211—212; Венгеров, Источники словаря русских писателей, т. I.
A. E.
{Половцов}
Ганин, Егор Федорович
— мономан первой четверти настоящего столетия, одержимый страстью к писательству. Богатый купец, он стремился "к изяществу" и устроил в своем доме в СПб., на берегу Невы, сад, сделав из него своего рода кунсткамеру таких нелепостей, что современники прославили эту затею в юмористических стихах. Напечатал несколько драм, доставивших много пищи для смеха современникам. † в 1830 г., лет 65-ти. Ср. Касьян Касьянов, "Наши чудодеи" (СПб., 1875).
{Брокгауз}
Ганин, Егор Федорович
драматический писатель, надв. сов.; капиталист; род. 1755 г., † 11 дек. 1825 г.
{Половцов}