Вт 11.29; 27.12; Нав 8.33; Суд 9.7)-гора в центре Палестины, в уделе Ефремовом, с которой произносились благословения. Напротив нее, севернее, расположена гора Гевал (несколько выше первой), с которой произносились проклятия. Сихем (нынешний Наблус) расположен между этими горами. Гора Гаризим впоследствии стала священной горой самарян (Ин 4.20).
Гаризим
Гаризим
Гаризим
гора в колене Ефремовом к югу от Сихема; с этой горы во время Иисуса Навина были произнесены благословения ; проклятие же провозгласились с расположенной напротив горы Гевал (Втор. 11:29; 27:12 и дал.; И. Нав. 8:33 и дал.). С этой горы Иофам произнес свою притчу о деревьях (Суд. 9:7 и дал.). Здесь был построен после Вавилонского плена самарийский храм . Срав. Иоан. 4:20. См. Самаряне». Гора Гаризим, называемая теперь Джебель-Эль-Тор, возвышается около 800 метров над уровнем моря и 250 м. над долиною Сихема. Гевал — немного выше.
ГАРИЗИМ
быть отрезанным, отделенным; Вт 11:29, Нав 8:33, Суд 9:7, 2Мак 6:2) — название горы в центре Палестины, в уделе колена Ефремова. Вместе с горою Гевал, г. Гаризим была назначена Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании, и на оной шесть колен Израиля: Симеоново, Левиино, Иудово, Иссахарово и Веииаминово должны были произносить благословение на исполнителей Закона (Нав 8:33-35), тогда как на противоположной юре — Гевал другие шесть колен: Рувимово, Гадово, Асирово, Завулоново, Даново и Неффалимово — проклятие на нарушителей оного. Ковчег Завета, окруженный священниками и левитами, находился при этом обряде, по-видимому, между двумя горами. На г. Гевал по приказанию Моисея был устроен Израильтянами жертвенник из цельных камней, на которых были высечены 10 заповедей Господних (Вт 17:2-8). Обе горы, как мы уже заметили выше, находились в колене Ефремовом и разделялись долиною, на которой впоследствии был выстроен г. Сихем. После Вавилонского плена Самаряне выстроили на г. Гаризим храм, разрушенный впрочем около 129 года до Р.Х. Иоанном Гирканом, но и после сего гора Гаризим оставалась для Самарян преимущественным местом молитвы (Ин 4:23). Отцы наши поклонялись на этой горе, говорила Самарянка в беседе с Господом, при колодце Иаковлевом, указывая на г. Гаризим. И ныне немногие Самаряне, живущие в Наблузе (Библ. Сихем), называют Гаризим горою святою, благословенною и во время молитвы обращаются к ней лицом. По свидетельству путешественников, местность, окружающая г. Гаризим, и доселе изобилует террасами, садами, и фруктовыми деревьями, свидетельствующими как богата была сия страна в прежнее время. Жалкие остатки храма Самарянского, вместе с другими интересными развалинами на вершине г. Гаризим, доселе еще показывают путешественникам, но, по уверению других, что ничто иное как развалины древней Римской крепости. Гора Гаризим в настоящее время известна у Арабов под названием: Шех-Ганем (овечья гора), названная так, быть может, от жертвоприношений.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990