ГАРСИЯ Тольса Карлос

Найдено 1 определение
ГАРСИЯ Тольса Карлос
Испанский гитарист, бандурист и композитор. Родился в Хеллине, провинция Альбасете, 25 ноября 1858 г. Родителей его звали Модесто и Долорес. В 19–летнем возрасте начал занятия гитарой со своим дядей, известным исполнителем на гитаре и на бандурии, слепым музыкантом «Слепцом из Хеллина».
Через год, в 1872 г. молодого Карлоса посылают в Мадрид для обучения в средней школе, где он сочетает учебу с занятиями на своем любимом инструменте во время приездов Хулиана Аркаса, большого друга своего дяди. Писали, что Гарсия несколько лет учился у этого артиста; проследив жизненный путь обоих, мы не можем сделать вывод, где это происходило, по крайней мере исходя из прошлых сообщений. Также считается, что Карлос был любимым учеником маэстро до такой степени, что при смерти Аркас сказал: «Карлос, я оставляю гитару в твоих руках». Аркас умер в Антекере в Испании 16.02. 1882 г., когда Гарсия Тольса уже около трех лет находился со «Студенческим музыкальным кружком Фигаро» на гастролях в Европе, а затем в Америке. Следовательно, когда умер Аркас, его ученик триумфально выступал в Новом Свете. Из–за того, что темперамент его отвергал любые занятия для карьеры и из–за больших способностей к музыкальным инструментам, он предался богемному образу жизни. В 1879 г. Доминго Гранадос, организовавший кружок «Фигаро» (Сальдони, т. IV, стр. 130), из–за некоторых разногласий оставляет руководство и на его место назначается Гарсия Тольса, которому в это время было 22 года. Это говорит о его большом уме. Число членов «кружка» не было постоянным. В результате специального исследования мы получили следующие данные: гитарист Хоакин Казановас говорит, что во время выступлений в Барселоне его составляли 12 преподавателей – гитаристы, бандуристы, лютнисты, скрипачи и один виолончелист; с другой стороны концертный исполнитель Луис де Сория Ирибарис говорит, что ансамбль составляли 9 бандурий, 4 гитары, одна скрипка и одна виолончель. Участниками в разное время были: Доминго Гранадос, Виктор Мора, С. Гарсия, Хосе Санчо, Мануэль Санчес, Мартинес Табосо, Альфредо де С. Именсе, Хоакин Самакоис, Висенте Сорсано, Грегорио Родригес, Хосе Родригес (прощай, «Кольчонеро»); трое первых, наряду с исполнительской деятельностью были директорами, трое следующих были хорошими гитаристами, как и Альфредо Именес, присоединившийся к ним в Рио–де–Жанейро; Самакоим и Сарсано были виртуозами на бандуриях и довольно посредственными композиторами, а оба Родригеса были хорошими исполнителями на том и другом инструментах. После того, как ансамбль сформировался, они направились в Кадис, чтобы отплыть оттуда на Кубу. До отъезда дали несколько концертов, вызвавших бурный восторг публики, которая позже организовала банкет в честь исполнителей, где прощальную речь произнес автор знаменитого пасадобля «Хираледа» Эдуардо Хуарранса. /Записи участника вечера Луиса де Сарии/. Несомненно, этот ансамбль оставил о себе хорошие воспоминания в различных частях Америки, где они выступали; ансамбль распался уже в Монтевидео.
Новые знакомства Гарсии в этом городе дали ему возможность здесь обосноваться, но многие известные люди буэнос–айресского общества, слышавшие гитариста на частных вечерах, много раз приглашали его переехать в Буэнос–Айрес. В столице Уругвая Гарсия изучил специальность нотариуса, а по окончании учебы ему предложили должность секретаря Федерального суда в городе Ла Плата, на которой он служил до последних дней.
В этом городе он преподавал в Колледже нотариата и получил премию на конкурсе в теме «Дарственные». (Данные предоставлены гитаристом Л.Рафаэлем Вальдесом, проживающем в Ла–Плате).
Гарсия не выступал как концертный исполнитель на гитаре, но принимал участие в художественных актах и на вечерах, а его ясное, чистое, многокрасочное, богатое вибрациями исполнение заслужило непосредственное одобрение публики. Об этом говорили многие с восхищением, но мы считаем, что фигуру Карлоса Гарсия Тольса не следует рассматривать как серьезного артиста–гитариста и музыканта высокого уровня культуры; мир музыкального искусства не допустил бы того, чтобы Сеговия исполнил «Думаю о тебе» или «Матильды», произведений, которыми Гарсия прославился как автор и исполнитель.
Из его сочинений опубликовано 17 оригинальных сочинений: 4 вальса, 4 мазурки, 3 хабанеры, 3 польки, гавот, «Размышление», ноктюрн, «Наконец наедине» и соната. За исключением двух последних, все остальные – танцевального характера и приводят в движение самые усталые ноги, в них хорошее музыкальное развитие, живое вдохновение, но довольно вульгарные мелодии. «Размышление» – произведение музыки «салонного характера», более чем отвратительное. Гораздо лучше сочинение, посвященное «Моему другу, талантливому гитаристу М. Хилю»; «Соната» того же салонного характера, но значительно лучше; очень слабое произведение «Наконец наедине». Можно возразить, что эти сочинения находятся в прямой связи с музыкальной культурой и, в частности, «гитарной средой» более полувека назад; но это не оправдывает качество. «Большая соната» Сора написана 100 лет назад и стала украшением, на которую не действует время.
Испанское издательство «Ильднфонсо Алье» выпустило «Танго», номер издания 5232, которое оказалось «Хабанерой» Энрикста Карлоса Гарсии. Мы со своей стороны не считаем, что оно принадлежит гитаристу из Валенсии, хотя оно действительно могло принадлежать Гарсии или быть переложением какого–нибудь оригинального сочинения Ирадье, потому что это сочинение уже было известно дома, когда я был еще ребенком.
Как исполнитель Гарсия Тольса в Ла Плате выступал в салонах аристократии, где был другом или учителем (в домах прокурора Ла Платы, доктора Эмилио Окамны, губернатора Хулио Косты, жена которого была ученицей Гарсии, в доме помощника президента Республики, генерал–лейтенанта Медардо Латорре, в роскошном дворце на улице Кальяо сеньоры Кастекс, большой меломанки и восторженной почитательницы гитары, в домах Аделы Кастро, Марии Луисы Редедне, Мгес и др.). Также часто он бывал в доме коллеги Хуана Вальера. Именно на этих выступлениях в узком кругу, вдохновляемый любовью и восхищением по отношению к нему, вниманием, ценными подарками, он учился, импровизировал и исполнял программы в соответствии со случаем; он был для этих людей «магом гитары».
Он умер в 47–летнем возрасте в городе Монтевидео, оставив в наследство своей супруге, знатной даме уругвайского общества Эльвире Алькоста–и–Лана, значительное количество оригинальных сочинений, с которыми нам хотелось бы познакомиться. Он умер 23 декабря 1905 г.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998