Гартман Виктор Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гартман Виктор Александрович

Гартман, Виктор Александрович - выдающийся русский архитектор и орнаментист (1834 - 1873). Окончил курс в Академии Художеств. После изучения практически строительного дела, преимущественно под руководством своего дяди П. Гемильена, Гартман провел несколько лет за границей, повсюду срисовывая детали замечательных архитектурных памятников, воспроизводя карандашом и акварелью народные типы и сцены уличной жизни. Приглашенный затем к участию в устройстве всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. в Петербурге, сочинил до 600 рисунков, по которым были сооружены павильоны экспонентов в разных отделах выставки. Эти рисунки, выказавшие неистощимую фантазию, тонкий вкус, большую оригинальность, доставили Гартману звание академика (в 1872 г.). После того он занимался сочинением некоторых архитектурных проектов (ворот, предполагавшихся к постройке в Киеве, в память события 4 апреля 1866 г., народного театра в Петербурге и прочее), сделал рисунки декораций и костюмов для оперы ""Руслан и Людмила"" и участвовал в устройстве московской политехнической выставки 1872 г. Здесь ему принадлежали постройки военного отдела, поражавшие удачным применением мотивов старинного русского зодчества и орнаментистики к новейшим целям. Еще замечательнее также составленный Гартманом проект деревянного театра, выстроенного, по случаю той же выставки, на Лубянской площади в Москве. Им возведены дом для типографии Мамонтова и Ко, загородная дача для Мамонтова и несколько частных домов. См. приложение к отчету Академии Художеств за 1872 - 1873 годы.

Источник: Биографический словарь. 2008

Гартман, Виктор Александрович

Гартман Виктор Александрович


— архитектор; род. в Петербурге 23 апреля 1834 г., умер в селе Кирееве, под Москвою, 23 июля 1873 г. Сын штаб-лекаря при Калинкинской больнице, трехлетним мальчиком он остался уже без отца, а через год умерла и мать его; по счастью, его взяла к себе на воспитание сестра матери Л. И. Гемилиан, жена архитектора, бывшая любимой камер-фрау при императрице Александре Феодоровне. Благодаря этому удалось поместить мальчика в Горный корпус, куда он не имел права на поступление, так как туда принимались исключительно дети лиц, служивших в горном ведомстве. Поступил он туда в 1846 г.; но в 1852 г. попросили взять его оттуда, так как резвый и шаловливый характер его плохо отвечал военному режиму корпуса. Замеченные в нем художественные способности побудили тетку отдать его теперь в Академию Художеств, куда его тянуло уже давно. Здесь занятия Г. пошли успешно. Некоторое время он колебался в выборе специальности, между жанровой живописью и архитектурой, но остановился на последней. В 1856 г., за "проект биржи", он получил малую серебряную медаль, в 1858 г., за "проект памятника архитектору" — большую серебряную медаль; в 1860 г., за проект "биржи, с пакгаузами, таможней и проч., на Гутуевском острове в Петербурге" — малую золотую медаль, а в 1861 г., за проект "Публичной библиотеки" — большую золотую медаль с правом на заграничную поездку за казенный счет. И тогда он уже отличался как прекрасный рисовальщик и акварелист.


Так как незадолго перед тем заведено было оставлять на некоторое время окончивших архитекторов в России "для практических занятий при известных архитекторах", то и Г. пробыл два года в Петербурге, работая преимущественно при своем дяде А. П. Гемилиане, бывшем если не выдающимся архитектором, зато хорошим практиком, и в этом отношении принесшем ему немало пользы.


За это время Г. обработал архитектурную часть памятника Микешина в память тысячелетия России, составил проект сельской церкви, близ Луги, иконостас в собор, строившийся в Киеве архитектором Беретти, и работал, в качестве старшего помощника, при дяде, в доме Мясниковых на Знаменской, где даже собственноручно раскрасил целую комнату в помпейском стиле. Работать собственноручно было вообще его манерою и впоследствии. Например, когда строилась типография А. И. Мамонтова в Москве, о которой речь будет дальше, он, как передавал мне М. А. Мамонтов, не составлял даже предварительных проектов всех характерных украшений здания, а сам, забираясь на леса, выкладывал их своими руками. Кроме упомянутых работ, за это же время он много рисовал на дереве виньеток и иллюстраций для изданий Гогенфельдена. Наконец, в январе 1864 г. он выехал за границу, уже женатым, и пробыл там до осени 1868 г., причем ненадолго посетил Италию, Швейцарию и Германию, а большую часть времени провел во Франции. Все время путешествия он изучал не только художественную сторону архитектурных памятников, но и техническую часть; и совершил всю свою поездку не так, как его товарищи пенсионеры, а как это делают уже сложившиеся иностранные архитекторы: он зарисовывал бегло все обращавшее на себя его внимание, не исключая и жанровых сцен; все же, что могла передать фотография, сфотографировал небольшим имевшимся всегда при нем аппаратом. Так же он поступил и решивши, по образцу других пенсионеров, исполнить реставрацию римского амфитеатра около Периге. Результатом всего этого получилось огромное количество привезенных им в Россию талантливых рисунков и фотографических снимков, но требуемых Академией тщательно отделанных рисунков и чертежей так и не представил.


Вскоре по возвращении в Петербург Г., в июле 1869 г., был приглашен в Комиссию для устройства всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. Перестройка, по этому поводу, Соляного городка дала возможность Г. выказать во всем блеске его талант — им сделано до шестисот рисунков, отличающихся изяществом и оригинальностью. За эти работы Академия возвела его в 1870 г. в звание академика. К этому же времени относится его проект городских ворот для Киева, в память события 4 апреля 1866 г., проект здания для народных лекций в Соляном городке в Петербурге и рисунки декораций и костюмов для оперы "Руслан и Людмила" и для балета "Трильби", составленные по поручению дирекции Императорских театров. Для Политехнической выставки в Москве 1872 г. Г. было поручено устройство военного отдела — лучшего отдела этой выставки. Из-за этого он переселился в Москву, где и провел остальную свою деятельность. Здесь он составил проект деревянного народного театра, построенного на Лубянской площади, к сожалению, с большими отступлениями от первоначального проекта, составил проекты построек Зоологического сада и музея и нескольких частных домов и дач и построил упоминавшуюся выше типографию А. И. Мамонтова и дачный дом для него же, в селе Кирееве, где он и умер.


За театр на Лубянской площади, вместе с некоторыми другими работами, он получил на Венской всемирной выставке 1873 г. почетную золотую медаль.


Редкому архитектору так не везло в строительном деле, как Г. Из всех перечисленных его работ в настоящее время существует только типография Мамонтова, да разве еще какие небольшие постройки, — все же остальные или вовсе не были исполнены, или носили лишь временный характер, как выставки, и по окончании их уничтожались. Так что знакомиться с его талантом можно лишь по изданиям, преимущественно по "Мотивам русской архитектуры" Рейнбота.



В истории русской архитектуры Г. является одним из главных представителей направления, стремившегося возродить древнерусский стиль применением орнаментации, взятой с предметов прикладного искусства, к украшению архитектурных памятников.


Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств, т. III, СПб., 1866 г. — Отчет Имп. Академии Художеств с 4 ноября 1872 г. по 4 ноября 1873 г., СПб., 1874. — Стасов В. В., Собрание сочинений, т. II, СПб., 1894. — Новицкий А. П., История русского искусства, M., т. II, 1903 г.


A. Новицкий.


{Половцов}





Гартман, Виктор Александрович


— русский архитектор и орнаментист (1834—1873). Сначала воспитанник пажеского кадетского корпуса, в 1852 г. поступил в академию художеств, откуда выпущен в 1861 г. с большой золотой медалью, полученной по конкурсу за сочинение проекта публичной библиотеки. После изучения в СПб. в течение 2 лет практически строительного дела, преимущественно под наблюдением своего дяди П.Гемильена, Г. уехал за границу в 1864 г., посетил главные города Германии, провел более года в Париже, сделал экскурсию во многие пункты Франции, посетил Швейцарию и Италию, повсюду срисовывая детали замечательных архитектурных памятников и воспроизводя карандашом и акварельной кистью народные типы и сцены уличной жизни. По возвращении из путешествия в 1868 году приглашен участвовать в трудах по устройству Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. в Петербурге и сочинил до 600 рисунков, по которым были сделаны павильоны экспонентов в разных отделах этой выставки. Эти рисунки, выказавшие неистощимую фантазию, тонкий вкус, удивительную оригинальность и вообще талант Г., обратили на него внимание знатоков искусства и доставили ему звание академика (в 1872 г.). После того он занимался сочинением некоторых архитектурных проектов (ворот, предполагавшихся к постройке в Киеве в память события 4 апреля 1866 г., народного театра в Петербурге и пр.), сделал превосходные рисунки декораций и костюмов для оперы "Руслан и Людмила" и, переселившись в Москву, участвовал в устройстве Московской политехнической выставки 1872 г. На ней, кроме других работ, Г. принадлежали постройки военного отдела, поражавшие удачным применением мотивов старинного русского зодчества и орнаментистики к новейшим целям. Еще замечательнее в этом отношении составленный Г. проект деревянного театра, выстроенного по случаю той же выставки на Лубянской площади в Москве, где кроме того возведены им дом для типографии Мамонтова и Ко, загородная дача для Мамонтова же и несколько частных домов. Вообще этот художник, несмотря на кратковременность своей жизни и деятельности, оставил о себе память в истории отечественного искусства как один из наиболее даровитых возродителей русского национального стиля. Более подробные биографические сведения о нем можно найти в приложении к отчету Императорской академии художеств за 1872—1873 гг.


А. С-в.


{Брокгауз}





Гартман, Виктор Александрович


академик архитектуры, пенсионер И. А. X. за границею; р. 23 апр. 1834 г., † 23 июля 1873 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008