gaudi) Антонио (полное имя Гауди-и-Корнет Антонио) (1852, Реус, близ Таррагоны – 1926, Барселона), испанский архитектор, представитель стиля модерн. Сын кузнеца. С 1868 г. жил в Барселоне, где создал большинство своих построек. С детства страдал ревматизмом, обрекавшим его на долгие часы неподвижности, в течение которых он наблюдал за природой. Впоследствии органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Обучался в Высшей технической школе архитектуры (1873–78); одновременно работал чертежником и изучал различные ремесла (столярное, кузнечное дело и др.). Испытал влияние теории французского архитектора Э. Виолле-ле-Дюка, идеолога неоготики, и каталонской готической архитектуры с ощутимой примесью восточных, мавританских мотивов. В 1870–82 гг. выполнял дизайнерские работы (проекты промышленных интерьеров, выставочных витрин, киосков, оград, фонарей и т. д.).
Уже в первой крупной работе (фонтан на площади Каталонии в Барселоне, 1877) проявилась безудержная фантазия архитектора. Дом, построенный для владельца керамической фабрики М. Висенса – Каса Висенс (1878–80), был похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приемы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и темного, горизонталей и вертикалей и т. д.
В 1883 г. Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор проектировал для его семьи все необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков. В 1884–87 гг. создал ансамбль усадьбы Гуэля под Барселоной. Облицовка стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой построек Гауди. Наиболее знаменитые сооружения парка Гуэль на усадебных землях (1900–14) – т. н. «Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвел целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья» длиной несколько сотен метров, извивающаяся, словно змея. Возведенные в последующие годы дворец Гуэль (1886–88), епископский дворец в г. Асторга (1887–93), дома Ботинес в Леоне (1892), Кальвет (1898–1900), Батло (1904–06), Бельесгуард (1900–16) и др. сооружения развивали самобытный стиль архитектора. В 1904–14 гг. Гауди реконструировал средневековый собор в Пальме.
В знаменитом Каса Мила (доме семейства Мила) в Барселоне (1906–10) Гауди намного опередил свое время, создав сооружение, где воплотились идеи гибкой планировки (всю нагрузку несет каркас, а внутренние перегородки могут распределяться свободно). Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки, создающие ощущение упруго пружинящих опор массивных стен. Волнистые формы фасада были дополнены причудливыми балконными оградами; на крыше архитектор поместил целый «сад скульптур»: дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями, напоминающими сказочных великанов. Жители Барселоны назвали дом «Ла Педрера» («Каменоломня»).
Последние годы жизни глубоко религиозный мастер посвятил созданию собора Саграда Фамилиа (Святого Семейства) в Барселоне (строительство начато в 1884 г.). Гауди задумал храм высотой 45 м с 12 башнями (по числу апостолов), четырьмя колокольнями (по числу евангелистов) и двумя шпилями, посвященными Христу и Богоматери (их высота должна была достигать 170 м); внутреннее пространство должно было вмещать 30 тыс. верующих. Архитектор мечтал создать «Книгу в каменных страницах». Три фасада отражают важнейшие евангельские события: «Рождество Христово», «Страсти Христовы» и «Воскресение»; эти темы раскрываются в огромных панно и рельефах, сплошь покрывающих стены собора пластичным декором, напоминающим потоки стекающей лавы. В скульптурных украшениях воспроизведены сотни видов растений и животных. Интерьер храма напоминает райский сад: колонны, смыкающиеся наверху, подобно кронам деревьев, образуют ажурный купол, сквозь который сияет небо. По замыслу архитектора, колокола должны были звучать как оргА н. Погруженный в свои мечты, Гауди погиб, сбитый трамваем недалеко от собора. Грандиозное строительство продолжается по сей день в память о великих замыслах архитектора.
0.00 байт
Элементы художественного синтеза в парковой архитектуре Антонио Гауди
Рассматривается проблема творческого почерка Антонио Гауди, в особенности в области синтеза искусств. Анализируется художественное своеобразие городского парка Гуэль в Барселоне ландшафтного комплекса, которому в 2010 г.