ГАУПТМАН

Найдено 1 определение
ГАУПТМАН
hauptmann) Герхарт (1862, Оберзальцбрунн – 1946, Агнетендорф, похоронен на о-ве Хиддензее, в д. Клостер), немецкий писатель. Начав работать как скульптор и художник, Гауптман входит в объединение берлинских натуралистов и становится членом театрального объединения «Свободная сцена», где была поставлена бОльшая часть его пьес. Программное значение для немецкого натурализма имела премьера драмы «Перед восходом солнца» (1889). Драма «Ткачи» (1892), написанная поначалу на силезском диалекте, вызвала крупнейший театральный скандал, император Вильгельм II отказался от своей ложи в Немецком театре, драма была запрещена. Важные для натурализма темы – бедность и социальное неравенство, влияние «среды» и «наследственности» (социально-критические драмы 1890-х гг. «Праздник перемирия», «Одинокие», «Возчик Геншель») Гауптман разрабатывает не только в трагическом, но и в комическом ключе. Комедия «Бобровая шуба» (1893), а также сатирическая трагикомедия «Крысы» (1911) принадлежат к классическим образцам редкого для Германии жанра. «Ганнеле» (1893) начинает неоромантический период творчества Гауптмана, считающегося одним из ведущих в Германии авторов-символистов. Наиболее известна драма в стихах «Потонувший колокол» (1896). Для нее свойственно переплетение язычества и христианства, сказочных и исторических мотивов и создание сложных индивидуальных символов.
К темам и языку натурализма Гауптман иногда обращается и в поздних драмах, напр. «Доротея Ангерманн» (1925), однако они уже не пользуются прежним успехом, несмотря на необычайную популярность Гауптмана как самого значительного немецкого нац. автора, «короля республики», по выражению Т. Манна. Прозаические произведения неоднократно экранизировались. Автор романа «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910) и «Еретик из Соаны» (1918). Оставшись в Германии после 1933 г., не высказывал своего отношения к национал-социализму и был официально признан живым классиком, его пьесы ставились в нацистской Германии, поэтому политические воззрения Гауптмана продолжают вызывать споры. Его произведения неравнозначны по уровню, но для Гауптмана характерно редкое разнообразие жанров и стилей.
В 1912 г. Гауптману была присуждена Нобелевская премия. Многотомные собрания сочинений на рус. языке выходят в 1900-е гг., знамениты переводы стихотворных драм, сделанные К. Бальмонтом.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

А. П. Чехов и г. Гауптман: две версии комедийности

Разумова Нина Евгеньевна, Карпова Антонина Юрьевна
А. П. Чехов и Г. Гауптман среди авторов «новой драмы» выделялись устойчивым обращением к жанру комедии. В статье проанализированы комедийные концепции Чехова и Гауптмана, выявлены точки их соприкосновения и различия.
Читать PDF
0.00 байт

Немецкоязычная драма в предчувствии войны (г. Гауптман «Лук Одиссея», 1912-1913; Ф. Верфель «Троянки

Шарыпина Т. А.
Рассматриваются драматические произведения немецкоязычных авторов Г. Гауптмана, Ф. Верфеля, Ф. Брауна, созданные как в преддверии, так и в период Первой мировой войны.
Читать PDF
0.00 байт

Критическая рецепция драмы г. Гауптмана «Потонувший колокол» в России рубежа XIX-XX веков

Власова (Миклухо) Юлия Юрьевна
Рассматривается вопрос о специфике критической рецепции драмы Г. Гауптмана «Потонувший колокол» в России рубежа XIX-XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Шекспировские тенденции в драме г. Гауптмана «Ткачи»

Склизкова Алла Персиевна
Предпринимается попытка рассмотреть драму Г. Гауптмана «Ткачи» сквозь призму шекспировских идей. Они бытовали в сознании Гауптмана на протяжении всей его творческой жизни.
Читать PDF
0.00 байт

«Цветовая» драма г. Гауптмана «Михаэль Крамер»

Склизкова Алла Персиевна
Главной проблемой драмы Г. Гауптмана «Михаэль Крамер» становится непонимание: нет контактов между близкими людьми, невозможно искусство, обесценена жизнь.
Читать PDF
0.00 байт

Комедийные принципы ХIХ века и трансформация их в новой драме г. Гауптмана «Бобровая шуба»

Склизкова Алла Персиевна
В статье выявляются комедийные принципы ХIХ века в Германии, под пером Г. Гауптмана происходит их трансформация. Комедиографов интересовало действие, характеры были обрисованы слабо, обязательной считалась благоприятная концовка.
Читать PDF
0.00 байт

«Праздник примирения» г. Гауптмана. К проблеме философии жизни

Склизкова Алла Персиевна
Одним из ведущих принципов философии жизни на рубеже XIX XX века является идея становления, связанная с развитием мира и человека. Она господствует в драме Гауптмана «Праздник примирения.
Читать PDF
0.00 байт

Пьеса г. Гауптмана «Ганнеле» в интерпретации русской критики на рубеже XIX – XX веков

Жиглий Юлия Владимировна
В статье анализируются особенности интерпретации пьесы Г.Гауптмана «Ганнеле» в работах С.А.Андреевского, Н.К.Михайловского, А.С.Суворина, К.
Читать PDF
0.00 байт

Мистический натурализм. Драма г. Гауптмана «Перед восходом солнца»

Склизкова Алла Персиевна
Первая драма Гауптмана — это размышления писателя о человеке и мире. Жизнь воспринимается как частица Вечности, Гауптман стремится постигнуть жизнь в монистическом глобальном Всеединстве.
Читать PDF
0.00 байт

Сказочные мотивы и символика в драматургии Г. Гауптмана

Коврова Светлана Константиновна
Статья посвящена драматургии известного немецкого писателя Г. Гауптмана (1862-1946). Речь в ней идет о широком использовании символов и сказочных элементов в творчестве драматурга
Читать PDF
0.00 байт

Проблема дегуманизации личности в пьесе г. Гауптмана «Шлюк и Яу»

Кожевников Михаил Васильевич, Абдулина Айслу Муратовна
Статья посвящена исследованию образов главных героев в комедии Герхарта Гауптмана «Шлюк и Яу».
Читать PDF
0.00 байт

Комедии Герхарта Гауптмана в восприятии русской критики

Разумова Нина Евгеньевна, Карпова Антонина Юрьевна
Творчество Г. Гауптмана весьма редкий для «новой драмы» рубежа XIX-ХХ вв. образец интереса к комедиографии. В статье предпринят обзор критической рецепции комедий Г.
Читать PDF
0.00 байт

Монистический модернизм: проблема сознания (на примере драмы-сказки г. Гауптмана «Потонувший колокол

Склизкова Алла Персиевна
В драме-сказке Г. Гауптмана «Потонувший колокол» даётся монистическая картина мира. Для слияния со Вселенной главный герой Генрих должен заглянуть в глубину собственной, разорванной и хаотичной, души.
Читать PDF
0.00 байт

Рецепция драмы Герхарта Гауптмана «Одинокие» в России рубежа XIX - XX веков

Власова Юлия Юрьевна
В статье характеризуется русская критическая рецепция драмы Г Гауптмана «Одинокие». Делается попытка проследить важнейшие тенденции в отношении к творческой личности Г. Гауптмана в наиболее активный период его восприятия в России.
Читать PDF
0.00 байт

Античные реминисценции в драме г. Гауптмана «Роза Бернд»

Склизкова Алла Персиевна
В «Розе Бернд» Гауптман наделяет драматическим бытиём те природные стихийные первоначала, о значении которых говорится в ионической философии.

Похожие термины:

  • ОБЕР-БЕРГ-ГАУПТМАН

    старший горный начальник — горный чин IV класса в России со второй половины XVIII в. до 1867г. Соответствовал чинам генерал-майоре, контр-адмирала, действительного статского советника.
  • Гауптман, Герхард

    Hauptmann), (1862-1946), немецкий писатель, поэт, драматург, патриарх германской литературы, лауреат Нобелевской премии (1912). Родился 15 ноября 1862 в Оберзальцбрунне, Силезия, в семье трактирщика. Учился в худож