Газали Мухаммад
Газали Мухаммад
450/1058–505/1111)–один из самых известных средневековых мусульманских мыслителей. Полное имя с куньей–Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль–Газали. Родился в иранском селении Газал близ города Тус. Был последователем шафиитской правовой школы. Имел высокий титул ходжатульислама. Его отец был прядильщиком шерсти, но всегда любил присутствовать на собраниях ученых и слушать их беседы. Он очень хотел сделать своих сыновей Мухаммада и Ахмада образованными людьми, однако вскоре умер. Мухаммад аль–Газали начал свое обучение различным наукам еще в Тусе. Затем он уехал в Нишапур и стал учеником известного ашаритского каламиста Имам аль–Харамейна Абу аль–Меали аль Джувайни. У него он обучался науке о хадисах, толкованию Корана, каламу, логике (мантык), исламскому праву. Помимо аль–Джувайни он обучался у известных ученых того времени Абу Хамида арРазакани, Абу аль–Хусайна аль–Марвади, Абу Насра аль–Исмаили, Абу Сахля аль–Марвази, Абу Йусуфа анНассаджа. Абу Хамид проявил себя как талантливый и способный ученик. После завершения обучения о нем услышал великий визирь государства Сельджукидов Низам аль–Мульк. Он был ценителем наук и покровительствовал ученым. Низам аль–Мульк пригласил Абу Хамида в Багдад. Там он проявил свои способности и талант на различных собраниях и диспутах и прославился в научных кругах. Низам аль–Мульк высоко оценил его деятельность и поручил 34–летнему Мухаммаду аль–Газали возглавить медресе «Низамия». В этом медресе он преподавал большому количеству студентов. На протяжении этого времени он также написал свои книги «Китаб аль–Басит фильФуру», «Китаб аль–Васит», «Маахиз аль–Хилаф». Большое значение Абу Хамид придавал опровержению доктрин различных сект и движений. Он был автором критических книг «Китаб ФадаихильБатиния» и «ФадаильильМустахзария», которые были направлены против воззрений шиитовисмаилитов. Также в этот период Мухаммад аль–Газали выступил против воззрений философов, которые, изучив древнегреческое и римское философское наследие, подвергали вероучительные положения исламской религии критике, либо трактовали их, применяя свои методы. Для опровержения философов Абу Хамид усиленно работал в течение трех лет. За это время он написал книги: «Макасид аль–Фаласифа», в которой он раскрыл цели деятельности философов; и «Тахафут аль–Фаласифа», в которой он опроверг их воззрения, как с позиции ортодоксального Ислама, так и на основании логики. Для написания этих сочинений аль–Газали подробно ознакомился с различными философскими воззрениями и, несмотря на его опровержения философских воззрений, его самого можно назвать величайшим мусульманским философом. В то же время, надо отметить, что он не выступал против самого предмета философии, а подвергал критике лишь основные положения воззрений тех философов, которые стремились смешать свои теории с доктриной ортодоксальной исламской религии. В 489/1095 году аль–Газали передал управление медресе своему брату Ахмаду и уехал из Багдада. На протяжении нескольких лет он совершал путешествия и проводил научные исследования. Два года он жил в Дамаске, где написал самое свое известное сочинение «ИхьяуУлюмутдин» (Воскрешение наук о вере). Затем он отбыл в Кудс (Иерусалим). Здесь он написал сочинения «Муфассиль аль–Хилаф», «Джаваб аль–Масаил», направленные против воззрений секты шиитовбатинитов, и книгу «Максад аль–Асма», в которой аль–Газали дает объяснения атрибутивным именам Аллаха (Асма аль–Хусна). Из Кудса он отправился в хадж, а затем, в 1106 году, вернулся в Багдад и продолжил преподавание в медресе «Низамия». Но вскоре отбыл в свой родной город Тус, где написал еще один трактат против секты батинитов «АдДарджульМаркум», а также политическое сочинение «АтТибруль Масбук». Спустя некоторое время, по приглашению сельджукского визиря Фахр аль–Мулька, Мухаммад аль–Газали возвратился в Багдад и еще некоторое время преподавал в медресе «Низамия». За этот период он написал сочинение «Мишкат аль–Анвар», которое повествовало об основах тасаввуфа. После этого он стал известен как один из самых выдающихся теоретиков тасаввуфа. Последние годы своей жизни аль–Газали прожил в Тусе. Здесь он основал медресе и суфийскую обитель. Здесь он написал правовое сочинение «Аль–Мустасфа», а также книгу «ИльдажмульАвам ан ИльмульКалам» о необходимости следования учению правоверного суннизма и пути «праведных предков» (ас–салаф ас–салихин). Ортодоксальная исламская традиция почитает Мухаммада аль–Газали как реформатора (муджаддида), который действовал в период забвения истинной веры и возродил ее. Он был автором около 1000 различных сочинений и книг. Наименования 400 его книг приводятся в книге «Хазаин» Абу Исхака Ширази. Мухаммад аль–Газали также является всемирно известным мыслителем. Его наследие тщательно изучалось европейскими учеными и исследователями. Некоторые его сочинения переведены на многие языки мира. Наиболее известным его сочинением является «Воскрешение наук о вере». В этой книге аль–Газали стремился преодолеть противоречия между духовной практикой суфизма и суннитским Исламом и соединить их. Он признает основные идеи суфизма, выраженные в аскетизме, «путях», «стоянках» и «состояниях». Аль–Газали считает необходимым одухотворить ортодоксальную религию, сделать ее оъектом чувств и эмоций. Для этого он рассматривает проблемы, как в рациональной, так и в иррациональной сферах. Аль–Газали считал сомнения путем к осознанию истины. Истина также познаваема, как путем разума, логики, размышлений, так и путем сверхчувственного озарения.