ГАЗАН Махмуд
ГАЗАН Махмуд
Ильхан (султан) Ирана из династии Хулагуидов, правивший в 1295-1304 гг. Род. 4 ноя. 1271 г. † 17 мая 1304 г.
Газан-хан, сын хулагуидского принца Аргуна от Култак-эгечи, считается одним из самых выдающихся государей своего времени. По свидетельству Рашид ад-дина, он родился в конце 1271 г. в Мазандаране и был поручен заботам кормилицы-китаянки по имени Ишенг. Но уже трех лет от роду его посадили на коня, и с этих пор воспитанием будущего правителя занимались мужчины. В 1274 г. Аргун-хан отправился в Тебриз к своему отцу ильхану Абаке и взял с собой Газана. Абака, увидев маленького внука восседающим на коне, очень обрадовался и сказал: "Этот отрок достоин того, чтобы быть при мне". После этого Газан был доверен заботам старшей жены Абаки, Булуган-хатун. Он был очень смышлен и, играя со сверстниками, учил их военному строю и способам боя. Когда Газану исполнилось пять лет, Абака-хан поручил его китайскому бахши Яруку, чтобы он воспитал принца, обучил его монгольскому и уйгурскому письму, наукам и хорошим и манерам. В течение пяти лет Газан в совершенстве изучил эти предметы, а затем много упражнялся в искусстве верховой езды и стрельбе из лука. Он постоянно запускал соколов и так гонял вскачь лошадей, что люди давались диву. Абака-хан не чаял в нем души и не раз говорил: "На челе этого отрока видны следы могущества и счастья".
В 1284 г. Аргун сделался ильханом и, уезжая на запад, оставил Газана наместником в Хорасане. Несмотря на молодость, Газан деятельно взялся управлять вверенной ему провинцией. В эти годы ему пришлось выдержать много сражений с непокорными вассалами. Особенно тяжелой для него была война с мятежным эмиром Наурузом, продолжавшаяся пять лет - с 1289 по 1294 г. - и закончившаяся временным примирением соперников. Тем временем в 1291 г. умер отец Газана, Аргун-хан. Ильханом стал его дядя Гайхату. Он с подозрением относился к Газану и запретил ему появляться в Тебризе. Весной 1295 г., после убийства Гайхату, Газан предъявил права на престол и начал войну со своим двоюродным братом Байду. В мае произошло первое сражение. Отряды Байду потерпели поражение. Эмиры Газана хотели преследовать врага, чтобы нанести ему по возможности большее поражение, но хан удержал их и сказал: "Все эти дружины - слуги дедов и отцов наших, как можно их убивать из-за наглости нескольких смутьянов". С пленными он обошелся очень мягко. Узнав об этом, многие эмиры Байду перешли на его сторону. Вскоре был заключен мир. Газан отправился обратно в Хорасан. Летом 1295 г. он вместе со всеми своими эмирами и войском принял ислам. Осенью война возобновилась, однако до битвы дело не дошло - в октябре Байду был свергнут и убит своими собственными приверженцами.
Придя к власти, Газан первым делом распорядился разрушить в Тебризе, Багдаде и других городах ислама все языческие храмы, церкви и синагоги. Государство Хулагуидов влилось в состав мусульманского мира. Вассальная связь с Китаем, и без того уже слабая, прервалась окончательно, так что Газан даже формально правил совершенно независимо от великого хана. Его царствование пришлось на трудное время. Для всех было очевидно, что в начале 90-х гг. держава ильханов переживает глубокий кризис: сельское хозяйство находилось в упадке, городская жизнь замерла, финансы пришли в расстройство, а государственные чиновники погрязли в коррупции. Все это являлось следствием опустошительного монгольского нашествия, повлекшего за собой разрушение городов, истребление множества людей и страшное разорение прежде цветущих областей. Повсюду наблюдалось оскудение населения и всеобщее запустение. Так, по свидетельству Рашид ад-дина, в каждом городе половина домов была необитаема. Прежде знаменитые ремесленные центры, такие как Рей, Мерв, Кум, Мосул, лежали в развалинах. Оросительная система не функционировала - одни каналы были засыпаны, другие обмелели.
Не менее губительной для страны явилась налоговая политика завоевателей, беспорядочная и непродуманная, а также сам строй монгольского государства, остававшегося по существу кочевой ордой, живущей за счет грабежа. В конце XIII в. имелось около сорока различных налогов и повинностей, крайне разорительных для населения. Никакого порядка в их взимании не было. В Большом диване, учреждении, специально ведавшем налогами, за взятку или по протекции можно было легко получить берат на сбор налога, при этом никто не заботился о том, в который раз собирается налог с одной и той же местности, а также каким образом и в каком размере он взимается. Обычным делом было взимание несколько раз одного и того же налога, отдача налогов на откуп, требование податей вперед, незаконная оценка урожая и т.п. Повинности также были очень тягостны, в особенности строительные работы, на которые население часто сгонялось в разгар полевых работ, а также обязанность пускать к себе на постой монгольских гонцов ильчи.
Газан хорошо видел, что он правит разоренным государством. Большой заслугой с его стороны было уже то, что он, в отличие от своих предшественников, попробовал разобраться в причинах сложившегося положения вещей и постарался уничтожить хотя бы самые вопиющие из творившихся злоупотреблений. При этом как истый монгол он наводил порядок с безжалостной жестокостью - все заподозренные им в неповиновении или подготовке мятежа немедленно уничтожались без всякого суда. Это был по-настоящему грозный владыка, перед которым трепетали даже могущественные эмиры. Однако Газан понимал, что одними карательными мерами поправить дело уже нельзя - необходимо было кардинальным образом менять всю внутреннюю политику, что он и сделал.
Одной из самых важных реформ Газана следует считать налоговую. Ильхан начал с того, что разослал во все области битикчи, которые произвели перепись тяглового населения. После этого было заново определено, какие именно налоги и в каком размере надлежит брать с каждой местности. Незаконные сборы Газан строжайше запретил под угрозой смертной казни. Во все операции по сбору податей вводилась строгая отчетность. (Писали, что ильхан сам вникал во все мелочи государственного управления, много времени проводил за отчетами о доходах и расходах, внося в них свои заметки и поправки.) В результате всех этих мер годовой доход государства составил 2100 туманов вместо прежних 1700, и это при том, что население ощутило заметное снижение налогового бремени (очевидно, что раньше собираемые суммы просто разворовывались чиновниками). Вместо разорительной для государства и населения практики рассылки гонцов (ильчи) Газан создал государственную почтовую службу. На всех основных дорогах были построены ямы (почтовые станции), снабженные ямщиками и лошадьми. На их содержание деньги шли из казны. Постой в городах запрещался. Газан приказал строить постоялые дворы, средства на которые также шли из казны.
Другим важным направлением реформаторской деятельности Газан-хана стало создание военной ленной системы. По существовавшей издревле традиции основная масса монгольского войска не получала от своих государей никакого вознаграждения и привыкла жить за счет грабежа. Теперь ильхан постарался обеспечить доходом каждого из своих солдат. Все монгольские части были приписаны к определенным местностям, которые они должны были защищать от внешних врагов. За несение службы каждый солдат получал в пользование земельный участок. Происходило это следующим образом. Целые округа отдавались в лен эмирам тысяч. Они делили его путем жеребьевки между эмирами сотен. Таким же образом - жеребьевкой - эмиры сотен делили свои территории между эмирами десятков, а те - между рядовыми воинами, каждый из которых получал в икта небольшой надел - деревню или часть ее с крестьянами. При этом право на получение икта имел лишь тот, кто нес военную службу. Икта могла переходить от отца к сыну, или другому родственнику только при одном условии - тот должен был занять в войске ильхана место выбывшего. Икта не подлежала ни продаже, ни дарению, ни какой-либо иной уступке. С крестьян, живших на землях икта, взимались все налоги и подати, которыми они облагались ранее, но поступали они уже не в казну, а в пользу владельца икта. Крестьяне считались прикрепленными к месту своего проживания и переселение в другие районы им строжайше запрещалось. Однако владетели икта не имели никаких прав на личность крестьянина и не являлись даже их судьями.
Газан старался побудить жителей к заселению и возделыванию пустошей. Все пустующие земли (а таковыми были объявлены все земли, не обрабатывавшиеся в момент восшествия на престол Газана) могли заниматься всеми желающими и становились их собственностью. "Всякая земля, - гласил указ Газана, - которую кто-либо обработал и устроил, составляет его имение и навеки передается и закрепляется за ним и за его потомками". Лица, взявшиеся за обработку пустошей, получали налоговые льготы. Однако местные власти должны были строго следить за тем, обрабатываются ли розданные участки. Вместе с тем ильхан предпринял за государственный счет большие работы по орошению и заселению особенно пострадавших от войны земель Ирака. Для поощрения ремесел он значительно снизил (а кое-где и вовсе отменил) тамгу - основной монгольский налог с ремесел и торговли, составлявший прежде 10% от каждой торговой сделки. Газан покончил с практикой выпуска порченной монеты и провел хорошо продуманную денежную реформу. В обращение была введена единая для всего государства полновесная монета - серебряный дирхем весом 2,15 г (шесть дирхемов составляли один динар; десять тысяч динар - один туман). Дороги были очищены от разбойников и грабителей. Все эти меры привели к тому, что произошло быстрое освоение заброшенных земель, начался хозяйственный подъем и возрождение городов. Газан оставил многие привычки кочевника и сам подолгу жил в городах. Он много сделал для украшения горячо любимого им Тебриза, который при нем разросся и вновь стал многолюдным, богатым городом. Прежние стены города имели только 6 тыс. шагов в окружности; Газан велел обнести город новой стеной, длина которой равнялась 25 тыс. шагов. Казвини писал позже, что таких высоких и красивых построек, как в Тебризе, не было во всем остальном Иране.
В последние годы своего царствования Газан взялся за проведение судебной реформы. Необходимость в этом давно назрела, поскольку суд в государстве ильханов всегда являлся рассадником беззакония и беспорядка. Царившее здесь взяточничество принимало самые невероятные размеры. Доходило до того, что судьи, получив большую мзду с обеих сторон, выносили выгодное для каждой из них решение, так что по одному и тому же судебному делу выходило две противоречащие друг другу грамоты. Поскольку должность кадия была чрезвычайно выгодной, ее обычно приобретали за большие взятки. Вследствие этого судопроизводство во многих областях отправлялось всякого рода подозрительными личностями, авантюристами и прямыми преступниками.
Взявшись за искоренение всех этих злоупотреблений, Газан постарался в первую очередь передать суды в руки достойных, честных людей. В 1300 г. он обнародовал "Указ о пожаловании достоинства кадия", в котором подчеркивалось, что кадиями должны назначаться самые достойные люди "с согласия простых и знатных данной области". Нарушающие закон и виновные во взяточничестве подлежали строгому наказанию. Казна содержала на местах большое количество осведомителей, которые должны были доносить ильхану о любых замеченных нарушениях.
Общим результатом реформаторской деятельности Газан-хана стали качественные изменения в жизни общества и государства: укрепились финансы, поднялся авторитет центральной власти, наметился экономический подъем. Современные Газану историки (в особенности Рашид ад-дин) очень высоко превозносили его государственные заслуги и личные качества. Даже не принимая на веру все те дифирамбы, которые произносились в его честь, следует признать, что для своего времени Газан-хан был выдающимся человеком: знал несколько языков, в том числе арабский и персидский, имел познания в астрономии, медицине, алхимии. Он был замечательно красноречив, знал много притч и остроумных рассказов, живо интересовался историей. Именно по его заказу лейб-медик Рашид ад-дин написал свой знаменитый труд "Джами-ат-Таварих".
Внешняя политика Газана не была столь успешной, как внутренняя, хотя и здесь он достиг определенных успехов. В 1299-1303 гг. ильхан совершил три больших похода в Сирию. Первый из них начался в октябре 1299 г. В декабре был занят Халеб. Затем войско продвинулось до Хомса, где встретилось с египтянами. Упорная битва продолжалась почти целый день и закончилась разгромом мамлюков. Хомс и Дамаск сдались победителям, однако Газан не позволил своим солдатам разграбить эти города и был очень милостив с сирийцами. В феврале 1300 г. он двинулся в обратный путь. Вскоре Сирия опять вернулась под власть египтян. В 1301 г. Газан предпринял второй поход, вновь взял и на этот раз разграбил Дамаск. Но едва он покинул Сирию, город передался египтянам. В 1303 г. полководец Газана Кутлуг-шах вновь овладел Дамаском, но тотчас вслед за этим был наголову разбит при Мердж ас-Суффаре. Это сильное поражение свело на нет все успехи прежних лет и надолго отбило у монголов охоту к походам в Сирию. Вскоре Газан занемог и весной 1304 г. скончался.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004