ГЕФЕСТ
Гефест
в греческой мифологии бог огня и кузнечного ремесла, покровитель купцов и ремесленников. Изображался широкоплечим и хромым. Как мастер кузнечного ремесла, он изготавливал оружие и украшения для богов.
ГЕФЕСТ
бог огня и кузнечного дела, покровитель ремесел в греческой мифологии. Сын Зевса и Геры. Был хром на обе ноги и некрасив, что не помешало ему взять в жены прекрасную Афродиту. В переносном значении — искусный мастер.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ГЕФЕСТ
Hpaistos) - в др.-греч. мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла; сын Зевса и Геры (хромой и уродливый). Его кузницы находились, согласно преданию, в вулканич. местностях (на о. Лемносе, в Сицилии под Этной, где он работал с киклопами). У римлян - Вулкан. Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-ист. развитии, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1953, т. 72.
ГЕФЕСТ
бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастеромкузнецом; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахилла, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеда, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находилась в горниле горы Этны, где ему помогали циклопы. Супругой Гефеста была Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ГЕФЕСТ
в греч. миф. бог огня и кузнеч. дела. Олимпийское божество малоазийск. происхожд., вместившее в себя древнейшие черты огнен. стихии. Г. выступает как фетиш пламени или как повелитель огня. Его происхожд. трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рожд. ею в отместку Зевсу. Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаич. стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом. На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служеб. роли, что также указыв. на его негреч. происхожд.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гефест
(греч. Hephaistos, лат. Hephaestus), греч. юг огня и кузнечного ремесла, покровитель кузнецов и ремесленников, изначально негреч. происхождения (М. Азия — Кария, Ликия), в М. Азии и особенно на о. Лемнос существовал культ земного огня. Г. был сыном Зевса и Геры (или одной Геры). Изображался широкоплечим и хромым. Согласно одной зерсии, Зевс швырнул Г. с Олимпа за то, что он закупался за Геру во время ее спора с Зевсом. Упав — Олимпа, Г. обрушился на Лемнос. Согласно другой версии, Гера после родов сбросила Г. с Олимпа, Гефест. к. он был калекой. Как мастер кузнечного ремесла, единств. из всех античных богов изображался работающим в своей мастерской — он изготавливал со тюими подмастерьями, циклопами, оружие и украшения для богов, создал по воле Зевса Пандору. 3 качестве искуснейшего бога Г. был супругом Афродиты. Она обманывала его с Аресом. В Афинах земесленники наряду с Афиной почитали также и Г. как своего защитника и покровителя. Т. н. Тесейон был, вероятно, его храмом. Г. в своей мастерской — излюбл. сюжет живописи — полотна П. Рубенса, э. Веласкеса, А. ван Дейка, Д. Тьеполо.
рис. Гефест при рождении Афины (по изображению на краснофигурной вазе).
рис. Гефест при рождении Афины (по изображению на краснофигурной вазе).
Источник: Словарь античности. 1989
Гефест
греч. Hephaistos)
в греческой мифологии бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. В отличие от олимпийских богов и богинь, проводивших свои дни в пиршествах, традиция изображает Г. в постоянном труде. Его чествовали и как бога подземного огня - действующих вулканов. В Риме Г. отождествлялся с Вулканом.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог огня и кузнечного дела, сын Зевса и Геры, по преданию, сброшенный с неба во время одной из ссор супругов и охромевший при падении на вулканический остров Лемнос:
... с утра
До полудня он падал, от полудня до росного вечера,
Летнего дня и с заходом солнца
Упал с зенита, как падающая звезда
На Лемнос, эгейский остров.
Мильтон. "Потерянный Рай" (1. 742-6)
Также, по преданию, у него была кузница под горой Этна. Дионис уговорил его вернуться на Олимп, чтобы прислуживать богам, - тема, которая часто иллюстрировалась на ранних греческих вазах. В "Илиаде" Гефест делает восхитительные вещи, такие, как скипетр Агамемнона и доспехи Ахиллеса, но является также комической фигурой, снующей среди богов. В "Одиссее" певец при дворе Алкиноя рассказывает историю брака Гефеста и Афродиты: как Гефест поймал Афродиту в сеть, когда та занималась любовью с Аресом. Гесиод делает Гефеста создателем Пандоры, первой женщины, или человечества в целом (ср. Прометей). Поздние писатели, включая Вергилия, говорят, что ему помогали в кузнице циклопы (см. Вулкан). Этой традиции следуют несколько широко известных постренессансных полотен, изображающих кузницу Вулкана, включая работы Тинторетто и Веласкеса. Дорический храм середины 5 в. над афинской горой, который обычно называют Тезеумом, это на самом деле Гефестеум, или храм Гефеста.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. В отличие от олимпийских богов и богинь, проводивших свои дни в пиршествах, традиция изображает Г. в постоянном труде. Его чествовали и как бога подземного огня - действующих вулканов. В Риме Г. отождествлялся с Вулканом.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог огня и кузнечного дела, сын Зевса и Геры, по преданию, сброшенный с неба во время одной из ссор супругов и охромевший при падении на вулканический остров Лемнос:
... с утра
До полудня он падал, от полудня до росного вечера,
Летнего дня и с заходом солнца
Упал с зенита, как падающая звезда
На Лемнос, эгейский остров.
Мильтон. "Потерянный Рай" (1. 742-6)
Также, по преданию, у него была кузница под горой Этна. Дионис уговорил его вернуться на Олимп, чтобы прислуживать богам, - тема, которая часто иллюстрировалась на ранних греческих вазах. В "Илиаде" Гефест делает восхитительные вещи, такие, как скипетр Агамемнона и доспехи Ахиллеса, но является также комической фигурой, снующей среди богов. В "Одиссее" певец при дворе Алкиноя рассказывает историю брака Гефеста и Афродиты: как Гефест поймал Афродиту в сеть, когда та занималась любовью с Аресом. Гесиод делает Гефеста создателем Пандоры, первой женщины, или человечества в целом (ср. Прометей). Поздние писатели, включая Вергилия, говорят, что ему помогали в кузнице циклопы (см. Вулкан). Этой традиции следуют несколько широко известных постренессансных полотен, изображающих кузницу Вулкана, включая работы Тинторетто и Веласкеса. Дорический храм середины 5 в. над афинской горой, который обычно называют Тезеумом, это на самом деле Гефестеум, или храм Гефеста.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ГЕФЕСТ
• ´????????,
Volcanus, сын Зевса и Геры или одной Геры (Hesiod. theog. 927), в древнейшее время служил выражением могучей стихии огня, проявляющейся преимущественно в вулканических странах, и был великое творческое существо; но с тех пор, как он был помещен в число олимпийских богов и подчинен Зевсу, он более и более терял свою всеобъемлющую силу и значение и превратился в искусного мастера, плавящего и обрабатывающего металлы посредством огня (???????????, ??????????, ???????). Таким он является у Гомера; на Олимпе у него своя мастерская с 20-ю искусно устроенными мехами (Ноm. Il. 18, 470); он выстроил и себе и другим богам медные чертоги (Il. 18, 370. 1, 607); для Ахиллея он кует художественно украшенные доспехи, для Диомеда — латы, его же произведения — скиптр и эгида Зевса (Il. 2, 101. 15, 309), собаки Алкиноя (Ноm. Od. 9, 91) сеть, в которую он запутывает Арея и Афродиту (Ноm. Od. 8, 274). Ноm. Il. 18. 478 слл. 8. 159, ср. 2, 101. 14, 288. Ноm. Od. 7, 91. 24, 74. По позднейшему преданию, его кузница в горе Этне, где киклопы ему служат помощниками. Подобно тому, как огонь сначала является слабою искрою и Гефест рождается хромым (?????, ???????????) и некрасивым ребенком; поэтому мать его бросила с Олимпа, но морские богини Фетида и Евринома подхватили его; он пробыл 9 лет у них и сделал им разного рода искусную утварь. Ноm. Il. 18, 394 слл. Он возвратился на Олимп; но когда он однажды и захотел помочь своей матери против жестоко с нею обращавшегося Зевса, Зевс его вторично бросил с неба. Он упал на остров Лемнос, где синтийские мужи приняли его ласково (Il. 1, 590), и с тех пор этот вулканический остров — его любимая земля на свете. По позднейшему преданию, он только вследствие этого падения стал хромать. Хромоте своей он постарался помочь своим искусством; он упирается на две сделанные им золотые рабыни, могущие говорить и двигаться. Il. 18, 417. Женою Г. в «Илиаде» (18, 392) является Харита (?????), у Гесиода (Hesiod. theog. 945) Аглая, в одном месте Одиссеи (8, 267), которое, однако, вероятно, позднейшая вставка — Афродита. С Афиною, богинею искусств, он находится, в особенности в Афинах, в узкой связи, но не возвышается до ее величия; праздновались в честь обоих торжества, на которых устраивался бег с факелами и ставились их изображения в храмах рядом. Кроме Афин и Лесбоса, этому богу мало поклонялись. Праздники в честь его назывались ????????? или ????????. Искусство изображало его под видом дюжего, бородатого мужа, сo слабым намеком на его хромоту. Отождествляемый с Г. римский Вулкан — бог огня и очага, а также, подобно Г. — преимущественно бог искусной обработки металлов (Mulciber, плавильщик). Но подобно богине очага Весте, он также имел и политическое значение. Volcanal, место поклонения вулкану, возвышенная над комицием площадка без храма, представляла, подобно храму Весты, своего рода государственный очаг, при котором производились собрания патрициев и сената. Храмы Вулкана (в качестве бога пожаров) строились вне города. С тех пор как его стали отождествлять с Г., ему дали в супруги Венеру. Его праздник Volcanalia был 23 августа и праздновался играми и Фламининском цирке.