ГЕФЕСТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гефест
в греческой мифологии бог огня и кузнечного ремесла, покровитель купцов и ремесленников. Изображался широкоплечим и хромым. Как мастер кузнечного ремесла, он изготавливал оружие и украшения для богов.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ГЕФЕСТ
бог огня и кузнечного дела, покровитель ремесел в греческой мифологии. Сын Зевса и Геры. Был хром на обе ноги и некрасив, что не помешало ему взять в жены прекрасную Афродиту. В переносном значении — искусный мастер.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ГЕФЕСТ
Hpaistos) - в др.-греч. мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла; сын Зевса и Геры (хромой и уродливый). Его кузницы находились, согласно преданию, в вулканич. местностях (на о. Лемносе, в Сицилии под Этной, где он работал с киклопами). У римлян - Вулкан.

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-ист. развитии, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1953, т. 72.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГЕФЕСТ
бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастеромкузнецом; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахилла, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеда, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находилась в горниле горы Этны, где ему помогали циклопы. Супругой Гефеста была Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ГЕФЕСТ
в греч. миф. бог огня и кузнеч. дела. Олимпийское божество малоазийск. происхожд., вместившее в себя древнейшие черты огнен. стихии. Г. выступает как фетиш пламени или как повелитель огня. Его происхожд. трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рожд. ею в отместку Зевсу. Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаич. стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом. На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служеб. роли, что также указыв. на его негреч. происхожд.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Гефест
(греч. Hephaistos, лат. Hephaestus), греч. юг огня и кузнечного ремесла, покровитель кузнецов и ремесленников, изначально негреч. происхождения (М. Азия — Кария, Ликия), в М. Азии и особенно на о. Лемнос существовал культ земного огня. Г. был сыном Зевса и Геры (или одной Геры). Изображался широкоплечим и хромым. Согласно одной зерсии, Зевс швырнул Г. с Олимпа за то, что он закупался за Геру во время ее спора с Зевсом. Упав — Олимпа, Г. обрушился на Лемнос. Согласно другой версии, Гера после родов сбросила Г. с Олимпа, Гефест. к. он был калекой. Как мастер кузнечного ремесла, единств. из всех античных богов изображался работающим в своей мастерской — он изготавливал со тюими подмастерьями, циклопами, оружие и украшения для богов, создал по воле Зевса Пандору. 3 качестве искуснейшего бога Г. был супругом Афродиты. Она обманывала его с Аресом. В Афинах земесленники наряду с Афиной почитали также и Г. как своего защитника и покровителя. Т. н. Тесейон был, вероятно, его храмом. Г. в своей мастерской — излюбл. сюжет живописи — полотна П. Рубенса, э. Веласкеса, А. ван Дейка, Д. Тьеполо.
        
        рис. Гефест при рождении Афины (по изображению на краснофигурной вазе).

Источник: Словарь античности. 1989

Гефест
греч. Hephaistos)
   в греческой мифологии бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. В отличие от олимпийских богов и богинь, проводивших свои дни в пиршествах, традиция изображает Г. в постоянном труде. Его чествовали и как бога подземного огня - действующих вулканов. В Риме Г. отождествлялся с Вулканом.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Бог огня и кузнечного дела, сын Зевса и Геры, по преданию, сброшенный с неба во время одной из ссор супругов и охромевший при падении на вулканический остров Лемнос:
... с утра
До полудня он падал, от полудня до росного вечера,
Летнего дня и с заходом солнца
Упал с зенита, как падающая звезда
На Лемнос, эгейский остров.

Мильтон. "Потерянный Рай" (1. 742-6)
   Также, по преданию, у него была кузница под горой Этна. Дионис уговорил его вернуться на Олимп, чтобы прислуживать богам, - тема, которая часто иллюстрировалась на ранних греческих вазах. В "Илиаде" Гефест делает восхитительные вещи, такие, как скипетр Агамемнона и доспехи Ахиллеса, но является также комической фигурой, снующей среди богов. В "Одиссее" певец при дворе Алкиноя рассказывает историю брака Гефеста и Афродиты: как Гефест поймал Афродиту в сеть, когда та занималась любовью с Аресом. Гесиод делает Гефеста создателем Пандоры, первой женщины, или человечества в целом (ср. Прометей). Поздние писатели, включая Вергилия, говорят, что ему помогали в кузнице циклопы (см. Вулкан). Этой традиции следуют несколько широко известных постренессансных полотен, изображающих кузницу Вулкана, включая работы Тинторетто и Веласкеса. Дорический храм середины 5 в. над афинской горой, который обычно называют Тезеумом, это на самом деле Гефестеум, или храм Гефеста.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ГЕФЕСТ
   • ´????????,

         Volcanus, сын Зевса и Геры или одной Геры (Hesiod. theog. 927), в древнейшее время служил выражением могучей стихии огня, проявляющейся преимущественно в вулканических странах, и был великое творческое существо; но с тех пор, как он был помещен в число олимпийских богов и подчинен Зевсу, он более и более терял свою всеобъемлющую силу и значение и превратился в искусного мастера, плавящего и обрабатывающего металлы посредством огня (???????????, ??????????, ???????). Таким он является у Гомера; на Олимпе у него своя мастерская с 20-ю искусно устроенными мехами (Ноm. Il. 18, 470); он выстроил и себе и другим богам медные чертоги (Il. 18, 370. 1, 607); для Ахиллея он кует художественно украшенные доспехи, для Диомеда — латы, его же произведения — скиптр и эгида Зевса (Il. 2, 101. 15, 309), собаки Алкиноя (Ноm. Od. 9, 91) сеть, в которую он запутывает Арея и Афродиту (Ноm. Od. 8, 274). Ноm. Il. 18. 478 слл. 8. 159, ср. 2, 101. 14, 288. Ноm. Od. 7, 91. 24, 74. По позднейшему преданию, его кузница в горе Этне, где киклопы ему служат помощниками. Подобно тому, как огонь сначала является слабою искрою и Гефест рождается хромым (?????, ???????????) и некрасивым ребенком; поэтому мать его бросила с Олимпа, но морские богини Фетида и Евринома подхватили его; он пробыл 9 лет у них и сделал им разного рода искусную утварь. Ноm. Il. 18, 394 слл. Он возвратился на Олимп; но когда он однажды и захотел помочь своей матери против жестоко с нею обращавшегося Зевса, Зевс его вторично бросил с неба. Он упал на остров Лемнос, где синтийские мужи приняли его ласково (Il. 1, 590), и с тех пор этот вулканический остров — его любимая земля на свете. По позднейшему преданию, он только вследствие этого падения стал хромать. Хромоте своей он постарался помочь своим искусством; он упирается на две сделанные им золотые рабыни, могущие говорить и двигаться. Il. 18, 417. Женою Г. в «Илиаде» (18, 392) является Харита (?????), у Гесиода (Hesiod. theog. 945) Аглая, в одном месте Одиссеи (8, 267), которое, однако, вероятно, позднейшая вставка — Афродита. С Афиною, богинею искусств, он находится, в особенности в Афинах, в узкой связи, но не возвышается до ее величия; праздновались в честь обоих торжества, на которых устраивался бег с факелами и ставились их изображения в храмах рядом. Кроме Афин и Лесбоса, этому богу мало поклонялись. Праздники в честь его назывались ????????? или ????????. Искусство изображало его под видом дюжего, бородатого мужа, сo слабым намеком на его хромоту. Отождествляемый с Г. римский Вулкан — бог огня и очага, а также, подобно Г. — преимущественно бог искусной обработки металлов (Mulciber, плавильщик). Но подобно богине очага Весте, он также имел и политическое значение. Volcanal, место поклонения вулкану, возвышенная над комицием площадка без храма, представляла, подобно храму Весты, своего рода государственный очаг, при котором производились собрания патрициев и сената. Храмы Вулкана (в качестве бога пожаров) строились вне города. С тех пор как его стали отождествлять с Г., ему дали в супруги Венеру. Его праздник Volcanalia был 23 августа и праздновался играми и Фламининском цирке.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Похожие термины:

  • Гефестион

    из Александрии (Hephaistion), реч. языковед, специалист по грамматике. Писал во: в. труды о греч. метрике, стихотворных размерах 48 книг). Одно из кратких руководств, составл. им то этой теме («Краткий учебни