покровительница ночной нечисти, колдовства. В греческой мифологии отождествлялась с богиней луны Селеной, богиней подземного царства Персефоной, богиней Артемидой. Изображалась с факелом в руках, часто со змеями в волосах, иногда трехликой.
Геката
ГЕКАТА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ГЕКАТА
героиня мифологии, дочь Перса и Астерии, богиня Луны и ночи, волшебница, повелевающая злыми демонами и пугающая людей призраками. Она смешивалась нередко с Артемидой, Прозерпиной и Селеной и изображалась с тремя головами. Ей приносились в жертву собаки, мед и черные овцы.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Геката
в мифах древних греков богиня мрака, ночных видений и чародейства. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, в войне и т.д.), охраняла детей и юношей. Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката была богиней колдовства.
Источник: Исторический словарь
Геката
(греч. Hekate, лат. Hecate), дочь титана Перса, божество карийского происхождения, чей культ распространился в Греции, особенно среди простого народа. В «Теогонии» Гесиода — богиня всеобъемлющей власти, готовая оказать помощь. Она считалась богиней колдунов и привидений, которые наводили ужас по ночам, скиталась в сопровождении собак и призраков. Г. была признана богиней луны, держалась в местах погребений и на перекрестках (отсюда греч. Trioditis, лат. Trivia — богиня на распутье); стала отождествляться с Артемидой и богиней подземного царства Персефоной. Ей приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змеи.
Источник: Словарь античности. 1989
ГЕКАТА
в греч. миф. богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получ. от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Она покровит. охоте, пастушеству, разведению коней, обществ. занятиям человека (в суде, нар. собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество. Ночная, страшная богиня с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г. — богиня колдовства, к к-рой обращаются за помощью, прибегая к спец. таинств. манипуляциям. Г. можно счит. ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, к-рую сопровожд. свора собак, но ее охота — это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Г. близка Деметре — жизненной силе земли, Персефоне — олицетв. подземн. мира. Римляне отожд. Г. со своей богиней Три-вией — «богиней трех дорог». Изображ. Г. помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Геката
греч. Hekate)
дочь титана Перса; ее культ перешел к грекам от карийцев. Гесиод в «Теогонии» называет Г. богиней всеобъемлющей власти, она же богиня привидений и колдунов; ее сопровождали собаки и призраки. Г. отождествляли с богиней подземного царства Персефоной.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Одна из древнейших и могущественных богинь; властвует в преисподней над всеми привидениями и чудовищами; богиня мрака, чародейства, миражей. У нее три тела и три головы. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Геката считается помощницей в колдовстве, имя ее связывают с черной магией. Геката упоминается Медеей в пьесе Еврипида (она помогла добиться любви Ясона и приготовить зелья) и в идиллии Феокрита. В более поздней литературе Геката выступает символом потусторонних сил. Пример тому - появление Гекаты в трагедии Шекспира "Макбет". Картина с ее изображением принадлежит перу английского поэта и художника Блейка.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
дочь титана Перса; ее культ перешел к грекам от карийцев. Гесиод в «Теогонии» называет Г. богиней всеобъемлющей власти, она же богиня привидений и колдунов; ее сопровождали собаки и призраки. Г. отождествляли с богиней подземного царства Персефоной.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Одна из древнейших и могущественных богинь; властвует в преисподней над всеми привидениями и чудовищами; богиня мрака, чародейства, миражей. У нее три тела и три головы. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Геката считается помощницей в колдовстве, имя ее связывают с черной магией. Геката упоминается Медеей в пьесе Еврипида (она помогла добиться любви Ясона и приготовить зелья) и в идиллии Феокрита. В более поздней литературе Геката выступает символом потусторонних сил. Пример тому - появление Гекаты в трагедии Шекспира "Макбет". Картина с ее изображением принадлежит перу английского поэта и художника Блейка.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ГЕКАТА
• Hec?te,
?????, дочь Перса или Персея и Астерии, титанка, или дочь Зевса и Деметры или Геры, дочь Тартара и т. д. Гомер о ней не упоминает; но она, кажется, древнее божество, сделавшееся, однако, общепочитаемым лишь в позднейшее время, благодаря орфикам; ими, вероятно, и вставлено место Гесиода (Hesiod. theog. 411-425), где она восхваляется как богиня высокопочтенная перед всеми титанами, которая властвует на небесах, на земле и на море (поэтому ?????????), дарует счастье и победу, мудрость в собраниях и судах, счастливое плавание и охоту, процветание молодежи и рост стадам. Под влиянием орфического учения она сделалась мистическим божеством и в этом виде смешивалась с другими мистическими божествами как-то: Деметрою, Персефоною, Реею Кибелою. Она отождествляется также с Артемидою ???????????, которая и сама называлась Г. и подобно ей была богинею луны и властительницею ночи. С Деметрою и Персефоною она находится в отношении в сомнительном месте гомеровского гимна на Деметру; она видит похищение Персефоны, ищет ее вместе с Деметрою, служа ей путеводительницею (ст. 25. 52. 441). Таким путем, начиная с трагиков, она превращается в подземное божество, которое под именем Кратеиды (?????????) страшно и могущественно правит тенями и вместе с тем в качестве ночной призрачной волшебницы властвует над злыми и вредными демонами, вызывает души умерших из преисподни и страшит людей призраками. Вместе с духами умерших ночью она носится по перекресткам (??????? или ????????, ??????????, trivia) и около могил (????????) в сопровождении стигских псов; испуганные собаки своим воем и визгом извещают о ее присутствии. Ведьмы, которые ночью отыскивают травы, получившие волшебную силу от ее лунного света и предпринимают свои зловредные заклинания, находятся под ее покровительством и получают от нее свою сверхъестественную силу. Г. поклонялись частью открытым, а частью тайным служением, преимущественно на Самофраке, Лемносе, Эгине, в Афинах и в других местах. В честь ее воздвигали в домах, перед домом и на перекрестках столбы (?????????), ставили для нее на перекрестках в конце каждого месяца пищу, которая съедалась нищими. В жертву приносились ей собаки, черные овцы-самки, мед. Поэты изображают ее страшным чудовищем, со змеями вместо волос, со змееобразными ногами и с тремя головами, лошадиною, собачьей и львиной (??????????, triceps, triformis, tergemina и т. д.). В искусстве она изображается то одноличною, то треличною и треглавою, а именно потому, что ее изображения часто помещались там, где одна дорога разветвляется на две дороги. Ее атрибуты: собаки, змеи, факелы, ключи и кинжалы.
?????, дочь Перса или Персея и Астерии, титанка, или дочь Зевса и Деметры или Геры, дочь Тартара и т. д. Гомер о ней не упоминает; но она, кажется, древнее божество, сделавшееся, однако, общепочитаемым лишь в позднейшее время, благодаря орфикам; ими, вероятно, и вставлено место Гесиода (Hesiod. theog. 411-425), где она восхваляется как богиня высокопочтенная перед всеми титанами, которая властвует на небесах, на земле и на море (поэтому ?????????), дарует счастье и победу, мудрость в собраниях и судах, счастливое плавание и охоту, процветание молодежи и рост стадам. Под влиянием орфического учения она сделалась мистическим божеством и в этом виде смешивалась с другими мистическими божествами как-то: Деметрою, Персефоною, Реею Кибелою. Она отождествляется также с Артемидою ???????????, которая и сама называлась Г. и подобно ей была богинею луны и властительницею ночи. С Деметрою и Персефоною она находится в отношении в сомнительном месте гомеровского гимна на Деметру; она видит похищение Персефоны, ищет ее вместе с Деметрою, служа ей путеводительницею (ст. 25. 52. 441). Таким путем, начиная с трагиков, она превращается в подземное божество, которое под именем Кратеиды (?????????) страшно и могущественно правит тенями и вместе с тем в качестве ночной призрачной волшебницы властвует над злыми и вредными демонами, вызывает души умерших из преисподни и страшит людей призраками. Вместе с духами умерших ночью она носится по перекресткам (??????? или ????????, ??????????, trivia) и около могил (????????) в сопровождении стигских псов; испуганные собаки своим воем и визгом извещают о ее присутствии. Ведьмы, которые ночью отыскивают травы, получившие волшебную силу от ее лунного света и предпринимают свои зловредные заклинания, находятся под ее покровительством и получают от нее свою сверхъестественную силу. Г. поклонялись частью открытым, а частью тайным служением, преимущественно на Самофраке, Лемносе, Эгине, в Афинах и в других местах. В честь ее воздвигали в домах, перед домом и на перекрестках столбы (?????????), ставили для нее на перекрестках в конце каждого месяца пищу, которая съедалась нищими. В жертву приносились ей собаки, черные овцы-самки, мед. Поэты изображают ее страшным чудовищем, со змеями вместо волос, со змееобразными ногами и с тремя головами, лошадиною, собачьей и львиной (??????????, triceps, triformis, tergemina и т. д.). В искусстве она изображается то одноличною, то треличною и треглавою, а именно потому, что ее изображения часто помещались там, где одна дорога разветвляется на две дороги. Ее атрибуты: собаки, змеи, факелы, ключи и кинжалы.