Гелиодор

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Гелиодор
(греч. Heliodoros, лат. Heliodorus), греч. романист из Эмесы (Сирия) 3 или 4 в. Построенный на основе увлекательного сюжета, широко распространенный в древности и в эпоху Византии роман назидательного характера «Эфиопика» («Эфиопские приключения») рассказывает о том, как попавшая в Дельфы и выросшая там эфиоп, царевна Хариклия со своим возлюбленным Феагеном после приключений и опасностей пути вернулась на родину к своим родителям, где влюбленные вступили в брак. Это произведение, отличающееся искусной композицией, оказало большое влияние на роман нового времени (Т. Тассо, М. Сервантес, П. Кальдерой, мадемуазель Скюдери).

Источник: Словарь античности. 1989

Гелиодор
Дейнарх, Deinarchos, ок. 390-ок. 290 гг. до н. э., греческий оратор. Родился в Коринфе, примерно в 342 г. поселился в Афинах. Был учеником Теофраста. С 336 г. занимался в качестве логографа (см. Аттические логографы) составлением (за плату) судебных речей для клиентов, которые сами их произносили. Близко связанный с Деметрием Фалернским, во время его правление в Афинах (317-307 гг. до н. э.) пользовался большим почетом. После изгнания Деметрия Д. укрылся в Халкиде на Эвбее, откуда возвратился в Афины только в 292 г. благодаря помощи Теофраста. Из 60 речей Д. сохранились только 3: Против Демосфена (Kata Demosthenus), Против Аристогена (Kata Aristogeitonos), Против Филоклея (Kata Philokleus). Все три связаны с делом Гарпала, казначея-изменника Александра Македонского. Д. не был оригинальным оратором, он подражал своим предшественникам, особенно Демосфену.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ГЕЛИОДОР
   • Heliod?rus,
         ?????????,
       1. названный ?? ??????????, родом из Афин, составил описание акрополя в 15 книгах, потерянных за исключением немногих фрагментов. Он умер ок. 150 г. до Р. X.;
       2. родом из Сирии, ритор в Риме и секретарь императора Адриана, впоследствии наместник в Египте и отец отличного полководца Авидия Кассия, восставшего против Марка Аврелия. Не без вероятности полагают, что он одно и то же лицо с метриком Г., хотя другие принимают этого последнего за того rhetor Graecorum longe doctissimus, который в 37 г. провожал Горация из Рима в Арицию (Horat. Sat. 1, 5, 2; см. Bergh и Ritschi, Opusc. 1, 119);
       3. сын Феодосия из города Емесы в Сирии, жил ок. 400 г. от Р. X. и, говорят, был епископом Трикки в Фессалии. В молодости он написал ??????????, любовный роман в 10 томах, первый в ряду сохранившихся греческих романов и представляющий наилучшее в этом роде относительно хода действия, выдержки характеров и нравственности содержания. Это рассказ о приключениях Хариклеи, дочери эфиопского царя Гидаспа, и фессалийца Феагена, которые оба, соединенные любовью и часто разлучаемые друг от друга, во всех опасностях смерти и соблазна сохраняют свое целомудрие, остаются верными друг другу и наконец награждаются за свою верность перед престолом эфиопского царя и у алтаря, на котором собирались принести Феагена в жертву. Изд. Koraes (1805, 2 т.), I. Bekker (1855) и в сборнике эротиков Herschig (1856).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Гелиодор
(III или IV в. н. э.)
   др.-гр. писатель, автор романа «Эфиопика» в 10 кн., самого бол. и, no-вид., самого позд. из полностью сохранившихся гр. любовных романов. Сюжет его включает все компоненты построения действия в произв. подобного жанра. Приемная дочь дельфийского жреца, девушка ослепительной красоты Хариклея и прибывший на праздник в Дельфы прекрасный юноша Феоген влюбляются друг в др. Гостящий там египет. жрец Каласирид, прочитав эфиопские знаки на повязке Хариклеи, узнает тайну ее рождения и советует влюбленным бежать в Эфиопию, где Хариклея сможет избежать грозящего ей в Дельфах брака. После длительных и разнообр. приключений, к-рые молодые люди претерпевают вместе и порознь, они попадают в Эфиопию, где царь Гидасп предназначает их в жертву богам. Но выясняется, что Хариклея - дочь самого царя. Т. о., все благополучно разрешается. Используя все приемы любовного романа, Г. отказывается от последовательного изложения сюжета, а начинает его с момента, близкого к развязке. О предшест. событиях рассказывает в неск. эпизодах жрец Каласирид. Этот прием, а также использование театр, эффектов придают особую живость повествованию. Роман Г. явл. в знач. степени эталоном гр. романа. Необыкновенно привлекательные гл. герои, воспринимаемые как воплощение идеальной любви, искусное сочетание занимательного сюжета, интересных сведений в духе 2-й софистики из разл. областей знаний (напр., рассказы об экзотических животных, в т. ч. о жирафах, о египет. и эфиопских письменах, об удивительном камне пентарбе и т. п.) с серьезными экскурсами в обл. религии, философии и морали сделали роман Г. интересным чтением для разл. читательских кругов.
   Соч.: Эфиопика. М., 1965.
   Я.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Гелиодор
III (или IV) в. н. э., греческий романист. В заключении к своему роману Г. представляется читателю финикийцем, сыном Феодосия из Эмеза. Более точной информации о его жизни у нас нет. Повествование Г. включает 10 книг и носит название Эфиопская история о Теагене и Хариклее или — в краткой и чаще употребляемой форме — Эфиопика (Aithiopika). Роман этот занимает особое место в истории греческого романа. Подобно другим романистам, Г. поставил себе целью развлечь читателя, но превзошел своих предшественников талантом и оригинальностью. Поражает прежде всего невероятная виртуозность повествовательной техники. По примеру Гомера, он сразу вводит читателя в самый центр событий (in medias res), а о предшествующих событиях мы узнаем в ходе повествования из разговоров и признаний героев. Подобная композиция позволяет держать читателя в постоянном напряжении, и роман читается с неослабевающим интересом. Его поддерживают намеренно используемые автором задержки развития действия, непредсказуемые повороты сюжета, прерывание нити повествования на самом интересном месте, переплетение мотивов, образующее стройное единство. Сюжет романа Г. составляет история юной эфиопской царевны, брошенной своей матерью. Привезенная в Дельфы и воспитанная там греком Хариклом, Хариклея стала жрицей Артемиды. Увидев прекрасного Теагена, она полюбила его. Они вместе покинули храм и с египетским мудрецом Каласирисом поехали на родину Хариклеи. После многих приключений буря выбросила их на берег в Египте в устье Нила. Там они попали в руки местных разбойников, этой сценой и начинается роман. Далее мы видим их в окружении бандитов в болотах дельты, потом в Мемфисе, подвергающихся грозным опасностям; судьба то соединяет их, то снова разлучает, но в конце концов они прибывают в Эфиопию, где правят родители Хариклеи, Гидасп и Персина. Молодые люди, однако, появляются там как неизвестные странники. Узнавание происходит лишь тогда, когда, в соответствии с местным обычаем, они должны быть принесены в жертву богу Солнца. Им удается избежать смерти, родители радостно принимают вновь обретенную дочь и отдают ее в жены Теагену. А в своей стране отныне упраздняют кровавые жертвоприношения. В образе бога Солнца, воспринимаемого как универсальное божество и отождествляемого с Аполлоном, видно влияние Востока. В романе находит отражение и астрология того времени, вера в сны и магия. Невинность и безупречная нравственность главной героини в византийскую эпоху заставили говорить о дидактическом и морализаторском характере произведения и привели к аллегорическому его толкованию как борьбы разума со страстями и наклонностями с конечной победой первого. Г. обладал даром рассказчика, а его роман пользовался невероятным успехом в античном мире и в Европе нового времени. Он был излюбленным чтением византийцев, Скалигер, автор знаменитой Поэтики, ставил его выше Энеиды, его ценил Монтень, а Сервантес написал по образцу Эфиопики произведение Любовные страдания Персилии и Сигизмунда. Среди последователей Г. можно назвать также Кальдерона де ла Барка, Торквато Тассо, Мадлен де Скюдери. Сцены из романа Г. писал Рафаэль. Его цитировал Шекспир. Расин знал его наизусть. Множество подражаний роману Г. появилось во Франции и Германии.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
205.45 кб

2017.02.018. ГЕЛИОДОР ПРОТИВ КОГНИТИВИСТОВ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Лозинская Е.В.
Читать PDF
377.59 кб

«Эфиопика» Гелиодора в романских литературах (Испания, Италия, Франция)

Шевченко Л. И.
Анализируется влияние античного романа Гелиодора «Эфиопика» на средневековый роман XVIXVII вв. в испанской, итальянской и французской литературах.

Похожие термины:

  • Гелиодор Афинский

    (UPADHAYAYA, Shailendra Kumar). Министр иностранных дел Королевства Непал. Род. 13 сентября 1929 г. в Индии. Высшее образование получил в Индии. Политическую деятельность начал с участия в основании Коммунистическ
  • ГЕЛИОДОР из Эмесы

    др.-греч. писатель 3 в. эпохи упадка антич. культуры. Автор большого эротич. романа в 10 кн. «Эфиопика» — о приключ. греч. юноши Феогена и дочери эфиопск. царя Хариклеи.