(неправильно пишется иногда Еништа) — пианист, композитор и дирижер. Род. около 1810 г., по-видимому, в Москве (Глинка называет его "немецким мужем", но Г., вероятно, родом чех), умер там же около 1850 г. Общее и отчасти музыкальное образование Г. получил в благородном пансионе Имп. Московского Университета. Г. ученик И. В. Гесслера († в 1822 г. в Москве); в 1824 г. он играл на публичном акте Благородного пансиона. В 1830-х годах Г. устраивал публичные концерты. Точно так же Г. выдвинулся как композитор не только романсов (из них наиболее популярны были: "Черная шаль" и "Шуми, шуми"; последнюю Глинка переложил для оркестра) и небольших фортепианных пьес, но и двух комических опер ("Бальдонские воды" и "Сюрприз" на текст Велепольского, Москва, 1830), кантаты "Погасло дневное светило" и ряда камерных произведений, изданных даже за границей (4 сонаты и 3 ноктюрна для виолончели и фортепиано; соната и фантазия для фортепиано). Из вокальных произведений Г. изданы были между прочим "Ах, не одна во поле дороженька пролегала", песня с вариациями (Москва, 1833), песня с хором "Степь", на слова Бенедиктова (напеч. в музык. альбоме "Лира", Москва, 1837). Арнольд (в Пантеоне, 1852) называет Г. композитором с глубоким классическим образованием и с талантом оригинальным и вполне драматическим; Келлер, в своей "Истории форт. литер.", относит Геништу к школе Гуммеля, Калькбреннера и Вебера. Глинка в своей переписке упоминает, что Г. имел солидную музыкальную библиотеку.
"Пантеон", 1852, I, 16—17. — Штаффор, "Ист. муз." (пер. Воронова), 389—390. — Келлер, "Фортеп. школа" (изд. Юргенсона), 880. — Глинка, "Письма", 446, 467. — Риман, "Муз. слов.", 333. — Стасов, "Собр. соч", I, 794; III, 588; "Рус. и иностр. оперы", 37. — Fétis, "Bibl. univ.", III, 449. — Mendel, "Conv. Lex.", IV, 188.
H. Финдейзен.
{Половцов}