— архиепископ Псковский, в 1587—88 гг. он упоминается в качестве игумена Псковского Снетогорского монастыря, в 1592 г. был назначен архимандритом Московского Чудова монастыря и 16 февраля 1595 г. был посвящен в архиепископа Псковского (в Псковской летописи, в рассказе о поставлений, он даже назван по-прежнему "Снетогорского монастыря игуменом"). На первых же порах Геннадию пришлось заботиться о том, чтоб оградить права своей кафедры от постоянного посягательства мирских властей и частных лиц, и им была выхлопотана "тарханная" грамота 1596 г., запретившая мирянам вмешиваться в святительский суд. Геннадий заботился о благолепии своего кафедрального храма: не без его, конечно, влияния в 1598 г. псковичи "заложиша у соборной церкви у Живоначальные Троицы главу покрыти золотом", и не без его ходатайства царь Борис Феодорович, "сведав изнеможение (скудость средств) пскович, Живоначальную Троицу покрыл из своей царской казны золотом". Время святительства Геннадия было тяжелое и тревожное: в 1601 и 1603 гг. в Псковской земле был сильный голод, за которым следовали междоусобия, вызванные появлением самозванцев. Главным средством в борьбе с бедствиями Геннадий считал молитву и надеялся "усовестить неистовых силою слова Божия". При нем был исполнен обет, данный псковичами во время осады Пскова Баторием, установить крестный ход из Псково-Печерского монастыря во Псков в седьмую неделю по Пасхе. Во время голода 1603 г. по совету с властями и посадскими людьми архиепископ установил крестный ход из Печерского монастыря во Псков в четверг третьей недели великого поста. "Подвизайтеся от усердия сердца, — писал он Печерским монахам, — и приложите пост к посту и молитву к молитве соборне и особь по келиям, чтобы Господь даровал в сие время гладное и впредь плод земной и теплоту солнечную и благорастворенный воздух на умножение плодов земных и вся полезная". Несмотря на старость, Геннадий с удивительною неутомимостью участвовал в крестных ходах, "яко исполин", по выражению современника. Будучи ревнителем церковного благолепия и уставного богослужения, Геннадий, по-видимому, не был человеком книжным; даже устав, "како выйти со святыми иконы из Печерского монастыря во град Псков", он не сам написал, а поручил составить Печерскому игумену Иоакиму. Геннадий, по-видимому, был человек добродушный и снисходительный: по крайней мере, он не знал, как благодарить Иоакима за не слишком тяжелый труд составления церемониала крестного хода. "Мы то уложение любезно прияхом, — писал Иоакиму владыка, — и, прочетше, посправихом маленько, а иного тут справить нечего, а за ваши святые труды и подвиги мзду Бог вам воздасть в будущем веце". Торжество тушинцев поразило престарелого владыку. "Слышав такую прелесть", Геннадий умер "от кручины" 24 августа 1608 г. Он был погребен в Псковском Троицком кафедральном соборе.
Строев, "Списки Иерархов", 163, 390; "Полн. Собр. Рус. Лет.", IV, 345; "Псков. Епарх. Ведомости", 1894, № 22; Соловьев, "История России" (изд. стереотип.), ІІ, 850—853, 1383; Карамзин, XII, прим. 310; Макарий, "Ист. Русск. Церкви", X, 138; Барсуков, "Род Шереметевых", II, 146—148; "Первоклассный Псково-Печерский монастырь", изд. второе, дополненное при настоятеле архимандрите Никодиме, Остров, 1893, 41—45; Толстой, граф, "Святыни и Древности Пскова", прил. 14.
В. Ш.
{Половцов}
Геннадий, архиепископ Псковский
— архиепископ Псковский и Изборский.
В 1587—1588 годах — игумен Псковского Святогорского монастыря.
С 1592 года — архимандрит Московского Чудова монастыря.
16 февраля 1595 года хиротонисан во епископа Псковского с возведением в сан архиепископа. С первых же дней заботился об ограждении прав своей кафедры от постоянного посягательства светских властей и частных лиц.
В 1596 году им была получена "тарханная" грамота, запрещавшая мирянам вмешиваться в святительский суд.
Скончался 24 августа 1609 года (по РБС, т. 4, с. 413 — в 1608 году). Погребен в Псковском Троицком кафедральном соборе.
Преосвященный Геннадий заботился о благолепии храмов своей епархии. В 1598 году по его инициативе были покрыты золотом купола кафедрального собора.
Время святительства Геннадия было очень тяжелое и тревожное. В 1601—1603 годах в Псковской земле был сильный голод, за которым следовали междоусобицы, вызванные появлением самозванцев.
Главным средством в борьбе с бедствиями архиепископ Геннадий считал молитву. Он старался "совестить неистовых силою слова Божия".
При нем был исполнен обет, данный псковичами во время осады Пскова войсками Стефана Батория, а именно: в 1603 году совершен крестный ход из Печерского монастыря во Псков.
Несмотря на старость, преосвященный Геннадий с удивительной неутомимостью, "яко исполин", по выражению современника, участвовал в крестных ходах.
По личным качествам архиепископ Геннадий был человек добродушный и снисходительный, но не очень образованный.
Захват власти "тушинцами" и признание народом самозванца настолько поразили престарелого владыку, что он скончался "от кручины".
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 2, с. 850—853,1383.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843, т. 12, прим. 310.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 10, с. 138.
Барсуков Н. П. Род Шереметьевых: в 2 т. — СПб., 1881—1882, т. 2, с. 146—148. Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. — 2-е изд. — М., 1861, прилож. 14. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1410. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 163, 379, 390.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 4, с. 345. Псковские епархиальные ведомости. — 1894, №22.
Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. — 2-е изд. — Остров, 1893, с. 41—45. Православный собеседник. — Казань, 1907, март, с. 367.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 51.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 4, с. 412—413.