ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ, архиепископ
Память свт. Геннадию отмечается 4/17 декабря.
Публицистическая деятельность литературного кружка, организованного Г., была непосредственно связана с борьбой против еретиков. Творчество самого Г. представлено в основном его посланиями, написанными в 80-х – начале 90-х гг. XV в.; большинство этих посланий имеет целью убедить церковных иерархов и митрополита решительно и беспощадно расправиться с еретиками. С этой же целью Г. приказал записать и отослать в Москву «Речи посла цесарева» об учрежденной в Испании инквизиции. В послании митрополиту Симону Г., смущенный «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев, выступал за создание училищ для духовенства. Конкретное практическое назначение этих посланий (не имевших, в отличие от большинства посланий Иосифа Волоцкого, церковно-полемического и догматического характера) предопределило их стилистические особенности – они написаны разговорным языком, с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в посланиях лиц.
В те же годы Г. распространял церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой пользовались еретики. В состав литературного кружка, собравшегося вокруг Г. в Новгороде, входили дьякон Герасим Поповка, его брат, переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов, сподвижники великой княгини Софии Палеолог – братья Юрий Мануилович и Дмитрий Траханиоты и монах-доминиканец Вениамин. При дворе Г. было написано «Слово кратко» в защиту церковных имуществ (первоначальное название – «Събрание на лихоимцев»), наиболее яркий памятник публицистики «воинствующих церковников», введение к Пасхалии (издано в РИБ), рассуждение «О летах седмыя тысячи», сделан ряд переводов и составлен первый в России полный библейский кодекс (см. Библия) – Геннадиевская Библия 1499 г. (включая книги Товит, Юдифи, «Маккавеев» и др., переведенные с католической Вульгаты). С именем Г. связывается также Повесть о белом клобуке, созданная, по-видимому, уже в следующем столетии. В 1504 г. Г. и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков, но сам Г. по воле великого князя был смещен с архиепископской кафедры и умер в опале.
Изд.: АИ, СПб., 1841, т. 1, № 104; РИБ. СПб., 1908. 2-е изд., т. 6, № 113, 119, стб. 753–760, 811–820; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М.; Л., 1955, № 12, 13, 16, 18, 19, 22.
Лит.: Грандицкий М. Геннадий архиепископ Новгородский // ПО, 1878, ч. 3; 1880, ч. 3; Седельников А. Д. 1) К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС, Л., 1926, т. 30, с. 205–225; 2) Очерки католического влияния в Новгороде в кон. XV – нач. XVI в. // Докл. АН СССР. Сер. В, 1929, № 1, с. 16–19; Лурье Я. С. 1) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960, глава IV; 2) К вопросу о «латинстве» Геннадиевского литературного кружка // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961, с. 68–77; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников кон. XV – нач. XVI в. // Федоровские чтения. 1979. М., 1982, с. 140–152.
Я. С. Лурье
— Архиепископ Великого Новгорода и Пскова, посвящен в сей сан из Архимандритов Московского Чудова Монастыря Митрополитом Геронтием 1485 года Декабря 12 в Москве. С самого прибытия своего в Новгород нашедши, что Секта Жидовствующих, заведенная некоторыми Польскими Жидами в сем городе, чрезвычайно умножалась и усиливалась не только в простом народе, но и в Духовенстве, он употребил все тщание и ревность к искоренению ее. А как многие из сих ересеучителей бежали в Москву, где скопище их также сильно было при самом Дворе, то Геннадий писал к Великому Князю Иоанну Васильевичу, к Митрополиту Московскому Зосиме и ко всем Епископам извещательные о Секте сей граммоты, с обличением и опровержением ее лжеучения. Великий Князь, а паче сын его Василий Иоаннович, ревностью благочестия подвигшийся, по созвании Собора и по Соборном осуждении сей ереси в 1491 году, повелели изловить всех сих беглецов и препроводить в Новгород к Геннадию для наказания их. Там сперва подвержены они были всенародному поруганию; но из упорнейших некоторые наказаны по Градским законам и разосланы по городам в заточение, а иные казнены. Между прочими соблазнительными статьями сей Жидовской Секты, рассеватели оной оспаривали Христианскую веру и тем, что якобы издревле Христиане верили, что по семи тысячах лет от сотворения последует кончина миру; а в 1492 году, по счислению времени Греко-Российской Церкви, семь тысяч лет исполнилось, но не видно было и знаков кончины оного; следовательно, де, Христиане заблуждают в своей вере. Геннадий, в опровержение сего мнения, написал окружную Грамоту, основанную на самом Св. Писании, с мнениями Святых Отцов. Притом же, поелику в Греко-Российской Церкви далее семи тысяч лет нигде не было и расчисления Пасхального Круга, и, может быть, по вышеупомянутому древнему предрассудку о седмитысячном периоде мира никто и не осмеливался расчислять Пасхалию далее оного, то Московский Митрополит Зосима с Собором своим сперва сам уложил Пасхалию на 20 лет, потом поручил пересмотреть оную Вологодскому Епископу Филофею, который расположил ее только на 19 лет, а после повелел Геннадию сделать продолжение оного круга, который и сочинен им на 70 лет осьмой тысячи с показанием правил, как можно впредь каждому делать расчисление оного и на все будущие времена. Но с того времени установлено год считать уже не с Марта по Пасхалии, как было прежде, а с Сентября по Индикту.
Сочинения Геннадиевы доныне остаются еще не изданы, и списки оных сохраняются в Московской Патриаршей и Новгородской Софийской библиотеках; а список 70-летнего сего Пасхального круга и окружной Грамоты о седмитысячном периоде мира есть и в Александро-Невской Академической библиотеке. Несколько Грамот его напечатано в Древней Российской Вивлиофике (Часть XIV, 2-е издание). В них видно особенное его тщание о заведении училищ. Сверх того в библиотеке Патриаршей есть еще Геннадиева рукопись, под названием Уставец и иные повести. Но ревность сего Пастыря обратилась наконец самому ему в пагубу. Ибо многие скрытные последователи Жидовской секты имели еще при Велико-Княжеском Дворе своих единомышленников в числе самих Бояр, которые, как пишет Монах Зиновий, "страха ради казней отверглися нечестия и приложившаяся к благочестию лицом, а не сердцем". Они-то потом оклеветали Геннадия, якобы он многих Священников без всякой причины лишал Свящества, а других за мзду посвящал. По сим их жалобам, Указом Великого Князя Василия Иоанновича он вызван был 1505 года в Москву, лишен Епархии, а по другим известиям и Архиерейства, и заключен в Чудов Монастырь, где и скончался 1506 года Декабря 14 дня, а погребен на том месте, где прежде почивали Мощи Св. Алексия Митрополита. Некоторые же Летописцы пишут, что сам он отказался от Паствы и избрал Монастырское уединение (см. Агафон). В рукописях есть многие его и к нему Послания.
{Болховитинов}