ГЕОГЛИФЫ
ГЕОГЛИФЫ
(англ. hill figures), тип памятников, встречающихся на грядах меловых холмов Южной Британии; изображения, как правило, лошадиных или человеческих фигур, высечены на склоне холма и выделяются на фоне зеленого дерна. Древнейшая фигура, «Белая лошадь из Аффингтона», датируется поздним железным веком и, вероятно, имела какие-то религиозные функции. «Гигант Серн Эббас» относится к римскому времени, а «Уилмингтонский человек» может принадлежать к римскому или саксонскому периоду. Все другие Г. — более позднего времени, они имеют мемориальное или чисто орнаментальное значение .
Источник: Археологический словарь. 1990
ГЕОГЛИФЫ
гигантские рукотворные изображения на поверхности земли, высеченные на камне или вырезанные в грунте в виде борозд. Были обнаружены в Европе (изображения людей и животных на меловых холмах Южной Британии, 1 в. до н. э. – 6 в. н. э.) и Америке (в штатах Калифорния и Аризона в США, в Чили и Перу). Наиболее знамениты геоглифы в пустыне Пампа-Колорада, к югу от реки Наска в Перу (300–800 гг.). Общая площадь рисунков – ок. 500 км2. Ширина линий – 30–50 м, длина достигает нескольких километров. Геоглифы прекрасно сохранились, поскольку на горных плато, где они были созданы, почти не бывает дождей. Научное изучение рисунков началось в 20 в. Сложная сеть из линий и геометрических фигур складывается в узнаваемые очертания животных, птиц и рептилий только с высоты птичьего полета. Все изображенные в геоглифах существа являются характерными представителями фауны данного региона; в мифологии древних жителей Америки они считались посредниками между земным и потусторонним миром. Направления линий многих рисунков соответствуют перемещениям солнца в периоды солнцестояния и равноденствия; другие «указывают» на положение луны, планет и созвездий. Возможно, долина реки Наска служила ее древним жителям огромным солнечным и лунным календарем. Контур каждой фигуры очерчен непрерывной линией и имеет лишь один «выход» (отсюда возникло предположение, что геоглифы могли быть дорогами, по которым шествовали процессии во время священных праздников, взывая к тотемным животным – предкам и покровителям рода). Возможно, каждая из фигур, изображавшая птицу, ящерицу, рыбу, паука и т. д., соответствовала одному из родов или племен.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007