ГЕОРГИЙ АМАРТОЛ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГЕОРГИЙ АМАРТОЛ
Георгий Монах (Georgios emartolos - грешник), - визант. хронист 9 в. Его "Хроника" (Xronikon suntomon), завершенная ок. 867, охватывает период от "сотворения мира" до 842. В описании событий 8 в. Г. А. сравнительно самостоятелен и опирается на устную традицию и житийные и полемич. произв. Интерес Г. А. прикован к богословским и церк.-ист. вопросам, характеристика событий дана с позиций ортодоксальной церкви. К нар. движениям, в частности к восстанию Фомы Славянина, Г. А. относится враждебно. Для "Хроники" характерны бедный язык, ограниченность лит. средств, отсутствие критич. отношения к источникам. "Хроника" Г. А. была весьма популярна в Византии и сохранилась в большом числе рукописей. Она была переведена в 10-11 вв. на древний слав.-рус. яз., в 11-12 вв. - на груз. яз.

Соч.: Georgii Monachi chronicon, ed. C. de Boor, v. 1-2, Lipsiae, 1904. См. также: Истрин В. М., Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха. "Хроника" Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе, П.-Л., 1920-30; Kauchcisvili S., Georgii Monachi chronicon, Tiflis, 1920.

Лит.: Шестаков С., О происхождении и составе Хроники Георгия Монаха (Амартола), Каз., 1891; Очерки по истории Византии, под ред. и с предисл. В. Н. Бенешевича, в. 3, СПБ, 1913, с. 99-105; Moravcsik G?., Byzantinoturcica, 2 Aufl., Bd 1, В., 1958, S. 277-80.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГЕОРГИЙ АМАРТОЛ
греч. «Грешник», IX в.) – монах, приверженец иконопочитания, автор «Хроники», завершенной ок. 866 – 667 гг. или после 871 г. Он хорошо знал «Всемирную хронику» Иоанна Малалы, «Трехчастную историю» Феодора Анагноста и другие историкоцерковные и богословские произведения. «Хроника» Георгия Амартола – компилятивное сочинение, рассказывающее о событиях всемирной истории от Адама до 843 г. События римской и византийской истории изложены последовательно, по годам правления императоров, но без подробного описания их деяний. В качестве хронологических вех автор использует правление Александра Македонского и царствование Константина I. В «Хронику» включены рассказы об апостолах, отцах церкви, вселенских соборах, ересях (павликиане). Автор восхищается Феодосием I, уподобленным им Константину I, «благочестивыми» императорами Михаилом и Феодором, которым он противопоставляет Льва III. Этот правитель вызывает особую неприязнь Амартола, так как, согласно легенде, он сжег в Константинополе школу «вселенского учителя» вместе с ее преподавателями. Повествование отличается занимательностью, простотой и доступностью, отсутствием развернутых описаний, драматических сцен, лирических отступлений. Популярная в монашеской среде «Хроника» была переведена на славянские языки, включая древнерусский. Она послужила одним из источников средневекового «Романа об Александре».

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012