Георгий, митрополит Киевский

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Георгий (митрополит киевский)

Георгий - митрополит киевский, грек, упоминаемый под 1072 - 73 г. Ему приписывается компилятивное полемическое сочинение: ""Стязание с Латиною"". Издано в ""Истории русской церкви"" Макария , том II, приложение. - См. А.С. Павлов , ""Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян"" (Санкт-Петербург, 1878).

Источник: Биографический словарь. 2008

Георгий, митрополит киевский

— митрополит киевский (около 1062—1079 гг.). О нем известно только, что в 1072 г. он присутствовал при перенесении мощей св. Бориса и Глеба, а в 1073 г. находился в Греции. Ему принадлежит полемическое сочинение "Стязание с Латиной" (издано в "Ист. р. церкви" Макария, т. II, прилож.), составленное почти целиком на основании послания Михаила Керуллария к антиохийскому патриарху Петру и других греческих полемических статей, перечисляющих латинские заблуждения. См. А. Попов, "Ист.-литер. обзор древнерусских полемич. соч." (М., 1875 г.).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Георгий, митрополит Киевский
Георгий (XI в.) – митрополит Киевский, вероятный автор «стязания с латиною», грек по происхождению. По предположению Макария, Г. занимал митрополичий престол в 1062–1077 гг., по мнению Филарета, – с 1065–1073 гг. Имя Г. упоминается в Повести временных лет под 1072 г. в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба («митрополит же тогда бе Георгий»), и под 1073 г. («митрополиту Георгию тогда сущю в Гръцех»), а также в послании митрополита Нифонта Кирику Новгородцу, где имеется ссылка на правило «митрополита Георгья». «Не может, рече, того възборонити, аже приносять спасения хотяче души своей, еже творить и митрополита Георгья русьскаго напсавъша, а нету того никдеже» (см.: РИБ. СПб., 1880, т. 6, стб.51).
Г. приписывается произведение, известное пока в единственном списке кон. XV в. (ГПБ, Соф. собр., № 1285, л. 102–106) и названное там «Георгия митрополита киевьскаго стязание с латиною, вин числом 70» (нач.: «Понеже великый Констянтин от Христа приим царство...»). В «стязании» перечислено 27 («70» в заголовке – ошибка?) обвинений «латинян» в нарушении ими христианских догматов. Принадлежность «Стязания» Г. ставится под сомнение А. С. Павловым, считающим его позднейшей компиляцией из послания митрополита Никифора Владимиру Всеволодовичу Мономаху и «Слова о вере крестьянской и латыньской» Феодосия Печерского. Е. Е. Голубинский приписывал Г. также «Заповедь святых отец по исповедающимся сыном и дщерем» (изданную им в кн. «Истории русской церкви», с. 507–526), но эта атрибуция не признается основательной.
Изд.: Макарий. История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1868, т. 2, с. 177–182, 347–352; Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878, с. 48–58, 191–198.
Лит.: Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 249, 371, 507–526, 695–696: т. 1, 2-я пол., с. 711–716; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV в.). М., 1875, с. 81–91; Павлов А. С. О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию. – Православное обозрение, 1881, т. 1, с. 344–351; Филарет. Обзор, с. 14–15; Никольский. Повременный список, с. 197–202.
О. В. Творогов

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987