ГЕОРГИЙ ПИСИДА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГЕОРГИЙ ПИСИДА
визант. поэт 1-й пол. 7 в. Напыщен. и льстивый панегирист имп. Ираклия I (610 — 641). Г. воспевал его за победы над аварами и персами. Автор богословских (христ.) мистич. и полемич. произв. Из последних наибольшей известностью пользов. «Шестоднев, или миротворение» — богосл.-философ. поэма, направл. против физич. и космогонич. теорий «еллинских мудрецов» (Аристотеля, Прокла и др.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ГЕОРГИЙ ПИСИДА
конец VI – VII) – уроженец малоазийской области Писидии, диакон и хартофилак (придворный архивариус) храма св. Софии в Константинополе, поэт, отказавшийся от мифологической темы и заменивший гекзаметр 12сложным размером, приближенным к ямбическому триметру. Он жил в эпоху Ираклия I (610 – 641) и воспел военные походы и полководческий талант этого императора в эпических поэмах «На поход царя Ираклия против персов», «На аварское нашествие с описанием брани под стенами Константинополя между аварами и гражданами», «Ираклиада, или На конечную погибель Хосроя, царя персидского» (в трех книгах). Война в изображении Писиды – это не только «искусство бранное», «услада изготовки битвенной», «устрашающий гром лат», стук мечей о щиты, но и клинки, покрытые «кровью алою», «страх и ужас и смятение, смертоубийство и кровопролитие». Поэт не скрывает своей радости и гордости по поводу побед ромеев. В религиознодидактических поэмах «На суету житейскую», «На жизнь человеческую» поэт обличает людскую глупость, игру в «троны, в расписные почести, в придуманные власти». Античный мотив жизнитеатра сочетается в них с мотивом смерти, уводящей человека со сценических подмостков. Свидетельством знакомства Писиды с сочинениями античных авторов – Аристотеля, Оппиана, Ктесия, Элиана и др. – является стихотворная поэма «Шестоднев, или О сотворении мира» («Гексамерон» в 1894 двенадцатисложниках) – своеобразный комментарий к Книге Бытия. Византийский поэт развивает античную концепцию о происхождении мироздания: сферичность земли и небес, геоцентрическое строение мира, представление о широтной зональности, идея о противоборстве в природе влаги и огня (влага – Месяц, огонь – Солнце, что не дает возможности Месяцу затопить Вселенную, а Солнцу – спалить ее). Многочисленные ссылки на «Писание» перемежаются славословиями в честь императора. Писида обращается к Всевышнему с просьбой сделать Ираклия I «всемирным властителем», дать ему «властвовать над всей землей под солнцем». Сведения о животном мире, содержащиеся в «Шестодневе», были заимствованы из «Физиолога». Ясность и чувство меры, свойственные поэзии Писиды, его мастерское владение двенадцатисложником стали образцом для всех последующих поэтов. Неслучайно в трактате «Спросившему, кто писал лучше стихи, Еврипид или Писида» Михаил Пселл отдал предпочтение византийскому поэту. «Шестоднев» Писиды был переведен на армянский и старославянские языки.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012