Гера
ГЕРА
Нra) - в др.-греч. религии и мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; богиня плодородия, покровительница брака; отличалась властностью, жестокостью и ревнивым нравом. У римлян - Юнона.
ГЕРА
в греческой мифологии дочь Кроноса и Реи (или Геи, олицетворяющей Землю). Она же сестра и жена Зевса. Почиталась как царица богов, покровительница героев и городов, брака и семейной жизни.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
гера
зерно, крупица) (Исх 30.13; Лев 27.25; Чис 3.47; 18.16; 1Ц 2.36; Иез 45.12)-самая мелкая денежная единица и единица веса у древних евреев, равная 1/20 сикля, то есть около 0,6 г. (См. вес, деньги)
Гера
в греческой мифологии царица богов. В споре между богинями из-за яблока Гера вынуждена была уступить и стала противницей всех троянцев. Гера именовалась «волоокой», ее атрибутом был павлин. Образ Геры отражен на художественных полотнах Рубенса, Тьеполо, Пуссена и др.
Гера
верховная древнегреческая богиня, сестра и одновременно главная жена Зевса, немало страдавшая от его многочисленных измен с другими богинями и смертными женщинами. Покровительствовала браку, роженицам. Символами Геры являлись гранат и "нетленный" павлин.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ГЕРА
вражда, раздор) — имя четырех лиц: один из сыновей или потомков Вениамина. В Быт 46:21 упоминается в числе переселившихся с Иаковом в Египет. Он был сыном Белы (1Пар 8:3). Суд 3:15; отец судии Аода. 2Цар 16:5; отец Семея из Бакурима, Вениамитянин. 1Пар 8:7; один из сынов Егуда, живших в Геве.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Гера
зерно)-а) (Быт 46.21; 1Пар 8.3)-аналог. Ард;
б) (Суд 3.15)-отец (предок) Аода (возможно, предыдущий; см. также Иеминий);
в) (2Ц 16.5; 19.16,18; 3Ц 2.8)-отец (предок) Семея (возможно, предыдущий);
г) (1Пар 8.5)-аналог. Авиуд,в;
д) (1Пар 8.7)-аналог. Ахия,е.
б) (Суд 3.15)-отец (предок) Аода (возможно, предыдущий; см. также Иеминий);
в) (2Ц 16.5; 19.16,18; 3Ц 2.8)-отец (предок) Семея (возможно, предыдущий);
г) (1Пар 8.5)-аналог. Авиуд,в;
д) (1Пар 8.7)-аналог. Ахия,е.
ГЕРА
героиня мифологии, сестра и супруга Зевса, царица неба, дочь Кроноса и Реи. Она считалась покровительницей женщин, браков и родов. Гомер изображает ее упрямой, ревнивой и сварливой женщиной. Она ненавидела Париса за то, что он присудил золотое яблоко Афродите, а потому во время Троянской войны была на стороне греков. Ее священной птицей был павлин, главным местом поклонения ей был Аргос. Римляне отождествляли с Герой свою богиню Юнону.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ГЕРА
в греч. миф. супруга и сестра Зевса, верхов. олимпий-ская богиня, дочь Кроноса и Реи. Ее имя, возможно, означ. «охранительница», «госпожа». Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута. Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задол-го до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. Супружество Г. определило ее верхов. власть над др. олимпийск. богинями. Культ Г. был распростр. на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) и о-вах (на Самосе, где был храм Г. Самосской и ее древ. фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «свящ. брак» Г. и Зевса). В рим. миф. Г. отожд. с Юноной.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гера
в мифах древних греков сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня. Ее имя, возможно, означает охранительница, госпожа. Как блюстительница брачных устоев Гера преследовала незаконные связи Зевса. Известна ее ненависть к Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Гера родила без супруга Гефеста. Но он родился уродливым, и она в гневе сбросила его с Олимпа (откуда хромота Гефеста). Ее сын Арес - один из самых кровавых богов. Гера - покровительница героев и городов. Она помогала аргонавтам, прежде всего Ясону; в Троянской войне она - ярая защитница ахейцев и противница троянцев. Культ Геры был распространен особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии и на острове Самос, где был известный храм Геры Самосской, а также на Крите, где в Кносе праздновали священный брак Геры и Зевса. Римляне отождествляли с Герой римскую богиню Юнону.
Источник: Исторический словарь
Гера
(греч. Нега), верховная греч. богиня, царица богов (в др.-рим. мифологии Юнона), дочь Кроноса и Реи, сестра Деметры, Аида, Гестии, Посейдона и Зевса, супруга Зевса. Детьми Зевса и Г. были Арес, Геба, Гефест и Илифия, иногда сыном Г. считался Тифон. Г. из-за ревности преследовала своих соперниц (например, Ио, Каллисто, Лето, Семелу) и их детей (Геракла). В споре, возбужденном Эридой из-за яблока, предназнач. прекраснейшей из богинь и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Г., как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев, например Энея. Иксион, пытавшийся соблазнить Г., был в наказание навечно привязан к вращающемуся колесу. Как богиня женщин Г. покровительствовала браку, как Илифия — роженицам. Ей была посвящена корова, сама Г. именовалась «волоокой», ее атрибутом был павлин. Изначально Г. была, вероятно, аргосской богиней, гл. местами ее культа были Аргос (с утрач. хрисоэлефантинными статуями работы Поликлета) и о. Самос (Г. приписывалась статуя с посвятительной надписью Херамия). К числу знаменитейших произведений, считавшихся изображениями Г., причисляют Юнону Людовизи, колоссальную мраморную голову, получившую высокую оценку в 18 — 19 вв. (в последнее время она рассматривается как портрет времени ранней Империи). В своих произведениях Г. изображали А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тьеполо, Н. Пуссен.
Источник: Словарь античности. 1989
Гера
греч. Hera)
в греческой мифологии старшая дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса; считалась образцом целомудрия и супружеской верности. Поведение Зевса сделало ее ревнивой, сварливой и мстительной: Ио она превратила в корову, Галантиду - в ласточку; преследованиям подвергся Геракл и др. В Риме Г. соответствовала Юнона - богиня брака.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Архаическое доэллинское женское божество, олицетворяющее женственность и продолжение рода. Имя Гера означает просто "госпожа". Гера была включена в олимпийский пантеон в качестве жены Зевса и одновременно его сестры; оба они - дети Кроноса. Рассказы о ссорах между Зевсом и Герой, по-видимому, хранят память о тех временах, когда мужской культ Зевса и женский культ Геры сосуществовали на равных и конкурировали между собой. Гера крайне ревнива и необычайно жестока к своим соперницам (см. Ио, Семела). У Гомера Гера настроена враждебно к Трое, а у Вергилия - к троянцу Энею, так как сын троянского царя Парис разрешил спор о красоте между Афродитой, Афиной и Герой не в пользу последней (см. Суд Париса). Напротив, в легенде об аргонавтах Гера выступает как защитница и покровительница Ясона. Первоначально Гера почиталась на Аргосе, однако ее культ распространился по всей Греции. Сохранилось множество храмов этой верховной богини - например, древнейший храм Геры в Олимпии (17 в. до н. э.) или храм Геры в Пестуме (Южная Италия, 5 в. до н. э.). См. также Поликлет.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии старшая дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса; считалась образцом целомудрия и супружеской верности. Поведение Зевса сделало ее ревнивой, сварливой и мстительной: Ио она превратила в корову, Галантиду - в ласточку; преследованиям подвергся Геракл и др. В Риме Г. соответствовала Юнона - богиня брака.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Архаическое доэллинское женское божество, олицетворяющее женственность и продолжение рода. Имя Гера означает просто "госпожа". Гера была включена в олимпийский пантеон в качестве жены Зевса и одновременно его сестры; оба они - дети Кроноса. Рассказы о ссорах между Зевсом и Герой, по-видимому, хранят память о тех временах, когда мужской культ Зевса и женский культ Геры сосуществовали на равных и конкурировали между собой. Гера крайне ревнива и необычайно жестока к своим соперницам (см. Ио, Семела). У Гомера Гера настроена враждебно к Трое, а у Вергилия - к троянцу Энею, так как сын троянского царя Парис разрешил спор о красоте между Афродитой, Афиной и Герой не в пользу последней (см. Суд Париса). Напротив, в легенде об аргонавтах Гера выступает как защитница и покровительница Ясона. Первоначально Гера почиталась на Аргосе, однако ее культ распространился по всей Греции. Сохранилось множество храмов этой верховной богини - например, древнейший храм Геры в Олимпии (17 в. до н. э.) или храм Геры в Пестуме (Южная Италия, 5 в. до н. э.). См. также Поликлет.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ГЕРА
• ´???, ´???,
Iuno, старшая дочь Кроноса и Реи, поэтому Saturnia (Hesiod. theog. 453), воспитанные в доме Океана и Тефии (Ноm. Il. 14, 200), сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому преданию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своею супругою и царицею богов. Однако у Гомера она представляется царицею неба и богов не в том полном смысле, как Зевс — властителем неба и земли; она только в качестве супруги и старшей сестры Зевса занимает между богинями самое высокое и почетное место. Зевс сам чтит ее высоко и сообщает ей свои умыслы; но он все-таки удерживает ее в пределах ее подвластного положения. Часто она зазнается, гордясь своим высоким достоинством и своими супружескими правами, и требует более, чем Зевс может позволить ей; оттого часто происходит спор и разлад между супругами. Ноm. Il. 1, 536 слл. В особенности в «Илиаде» Г. выказывает свою сварливость, строптивое упрямство, строгость и ревность, черты характера, пришедшие в «Илиаду» Гомера, вероятно, из древних песен, прославлявших Геракла; как и всех любимцев и детей Зевса, так в особенности она ненавидит и преследует Геракла. Когда Геракл однажды возвращался на корабль из Трои, она уговорила Гипноса (сон) усыпить Зевса, а сама возбудила бурю против героя, так что он чуть не погиб. Когда Зевс проснулся и узрел случившееся несчастие, он непременно бросил бы Гипноса в море, если бы тот не бежал к почтенной матери Ночи; а Г. Зевс в страшном гневе привязал неразрешимыми золотыми цепями к эфиру и повесил ей на ноги две тяжелые наковальни, и когда боги пришли ей на помощь, он бросил, кого мог схватить, через порог неба на землю. Ноm. Il. 14, 249 слл. 15, 18 слл. Т. к. Г. силою ничего не может сделать против могучего небесного царя, она часто прибегает к хитрости. Il. 19, 97. 14, 215 слл. В борьбе за Илион она страстно становится на сторону врагов Трои и покровительствует любимым ахейцам; ахейские города, Аргос, Микены и Спарта — ее любимые места пребывания; троянцев же она ненавидит за суд Париса, на которого она гневается также в качестве богини брака. Il. 4, 7 слл. 50, 24, 25. Брак ее с Зевсом — первоначально обозначавший связь между небом и землею, затем получивший отношение к гражданскому учреждению брака, составляет существенную черту ее характера и под названием ?????? ????? выступает более всего на первый план в совершавшихся в честь ее обрядах; как единственная настоящая законная жена на Олимпе, она — покровительница браков и родов (??????, ???????, ?????, ??????????), и богини родов, элифии, называются ее дочерьми (Ноm. Il. 11, 270). Поэтому ей были посвящены гранатное яблоко, символ брака и любви, и кукушка, вестник весны, той части года, в которую богиня вышла за Зевса. Кроме того, ей посвящены были павлин и ворона. Главные места ее культа были Аргос (поэтому ´??????, Argiva), где между Аргосом и Микенами находился главный ее храм, с прекрасным колоссальным изображением ее, сделанным Поликлитом из золота и слоновой кости, и где праздновались через 5 лет Гереи (??????) с состязаниями; далее — Микены, Коринф, Спарта, где она имела храм под названием ?????????? (козоядная, по причине приношения ей в жертву коз), Самос, Платеи (см. Deadala), Сикион и др. Искусство представляет Г. как высокую супругу Зевса, с благородною величественною осанкою, зрелою, цветущею красотою, округленным лицом, имеющим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми глазами (???????). Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлита в Аргосе; она сидела на престоле, имела на голове уборку вроде короны (????????) с изображениями харит и гор (?????), держала в одной руке гранатное яблоко, в другой — скипетр с кукушкой на оконечности; сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, был наброшен гиматий, обвитый вокруг стана. Strab. 8, 372. Paus. 2, 17, 4. Брачное покрывало обыкновенно отброшено к затылку. Римская Юнона, Iuno (того же корня как и Iovis), была отождествляема с Г. и вследствие того называется дочерью Сатурна и Опы (Ops) и сестрою Юпитера. Она была супругою Юпитера и царицею неба и богов, даже с большею властью и в более полном смысле, нежели греческая Г. Она соединялась с Капитолийским Юпитером, властвуя и даруя власть, как и он, под названием Capitolina и Regina (Liv. 5, 22. 22, 1) и вместе с ним и с Минервою образовала тройственность богов, могущественно покровительствующую Римскому государству. Политическое значение имела также и Iuno Sospita, главный культ который был в Ланувие. Liv. 22, 1. 8, 14. Другая сторона, особенно выдающаяся в характере римской Юноны, это — отношение ее к женскому полу и браку. Она принимала участие во всех положениях женщины и руководила ею в жизни, как мужчиною руководил его гений, почему и гении женщин называются Iunones. Сюда относящиеся имена ее суть: Virginalis и Matronalis, покровительница девицы и замужней женщины: в качестве богини брака она называется Iugalis, Domiduca и Unxia (оттого что косяки дверей мазались мазями, когда невеста входила в дом мужа); Lucina называется она как богиня родов. Замужние женщины праздновали в честь ее 1 марта (Kalendae feminarum) Матроналии, причем они с венками шествовали к храму Юноны Луцины на Эсквилинском холме и с молениями о счастье в браке приносили в жертву цветы. Это празднество, по преданию, было установлено Ромулом в память учреждения браков Ov. fast. 3, 179 слл. Подобный праздник праздновался замужними женщинами вместе с рабынями 7 июля в честь «Козьей Юноны» (Iuno Caprotina), на Козьем болоте, так называемые капротинские ноны (nоnае caprotinae. Plut. Camill. 33), см. Caprotina, Капротина. Гусь был посвящен римской Юноне, а не греческой Г.