— святой, епископ Великопермский, был вторым преемником св. Стефана, просветителя Пермского края. В летописях не сохранилось известий ни о его поставлении, ни о его кончине. Известно только, что он был в Москве на соборах 1438 и 1441 гг. Предание утверждает, что Герасим был "святой жизни", "с ревностью очищал плевелы на ниве Христовой", "странствовал по Перми из конца в конец", наставляя и утешая свою паству; рассказывают, что он "самоотверженно явился" к свирепому князю вогулов Аюке и "просьбами и убеждениями" заставил его прекратить опустошение Пермского края. Герасим скончался между 1441 и 1447 гг. При возвращении в кафедральный город Усть-Вым из поездки по епархии Герасим "на Усть-Вымском лугу близ Усть-Вымского городка за мало стадий от соборныя церкви бысть удушен за нечто от своих домочадцев, неповинно кончину восприя месяца генваря в 24 день". Предание сообщает, что убийцей Герасима был новокрещенный вогул, взятый епископом на воспитание, а орудием убийства был архиерейский омофор. Историк Пермской иерархии, протоиерей Е. Попов, высказывает догадку, что убийца "вооружился на своего благодетеля не по собственной злобе, но подстрекаемый некрещеными". Точно так же и о. Верюжский предполагает, что убийца действовал "по наущению тех, кому дорого было уничтожаемое язычество". Герасим был погребен в Усть-Выме в кафедральной Благовещенской церкви. В 1607 г. был написан образ Герасима и погребенных под одним с ним надгробием его преемников, Питирима и Ионы, для возложения на их раку; в надписи на этой иконе святители именуются уже "великими чудотворцами". Е. Е. Голубинский полагает, что "с этого времени началось и местное им празднование". До половины XVIII века при Благовещенской церкви существовала особая церковь во имя трех Пермских святителей, но в 1749 г. по приказу епископа Великоустюжского Варлаама церковь эта была уничтожена, и вместо нее к Благовещенской церкви был пристроен придел, но уже не во имя трех Пермских святителей, а во имя Всех Святых. В этом приделе против царских врат и находится общая гробница почивающих под спудом Герасима, Питирима и Ионы. Память их не без намерения приурочена к 29-му января, кануну праздника трех Вселенских святителей. К этому дню в Усть-Выме "бывает необыкновенное стечение народа".
Попов Е., протоиерей, "Великопермская и Пермская епархия", 10; Верюжский И., свящ., "Исторические Сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии", 326—332; Голубинский, "История Канонизации", 121—122.
В. Шереметевский.
{Половцов}