— митрополит Литовский (по некоторым свидетельствам — Всея Руси), был с 1417 г. епископом Смоленским, а по предположению автора "Историко-Статистического Описания Смоленской Епархии", мог быть одним и тем же лицом с упоминаемым в 1415 г. епископом Владимиро-Волынским Герасимом. По желанию великого князя Литовского Свидригайла Герасим в 1432 г. в Константинополе был поставлен патриархом Иосифом в митрополита, по свидетельству 2-й Псковской летописи, "на Русскую землю", по свидетельству 3-й Новгородской — "Киевские и Всея России". Критический разбор этих свидетельств привел Е. Е. Голубинского к сомнению в их достоверности. "Должно быть принимаемо за гораздо и самым решительным образом более вероятное, — говорит он, — что Герасим был поставлен только в митрополиты Литовские, а не Всея России". Дело в том, что Герасим поставил в Новгородские архиепископы Евфимия, не имея на то права в качестве митрополита Литовского, и, по мнению Голубинского, "летописцы Новгородские и Псковские, желая представить незаконное законным, выдавали Герасима за митрополита Всея России". Герасим остался жить в своей прежней резиденции — Смоленске. Летописцы, желающие представить его митрополитом Всероссийским, говорят, что он не поехал в Москву только потому, что "князи великие (Московский и Литовский) заратишася между собой". Положение Герасима было затруднительным при наличности двух претендентов на Литовский великокняжеский престол — Свидригайла и Сигизмунда; он должен был также считаться с усилившейся в Литве пропагандой унии с Римом. Митрополит Платон полагает, что Герасим пострадал от "тайных происков" латинян, ненавидевших его "за ревность к православию". Но, по документальным данным, Герасим не обнаружил ревности к защите веры отцов. Сохранилась грамота папы Евгения IV к Герасиму с употреблением по отношению к нему обычного обращения папы к католическим епископам "venerabilis frater" и дарующая ему обычную "apostolicam benedictionem". Евгений превозносит Герасима за его усердие к соединению с Римом (studium ad unionem Catholicae Fidei) и за намерение самолично прибыть к папе для достижения этой "святейшей унии" (pro consequenda hac sanctissima unitate ad Apostolicam Sedem personaliter venire) и предписывает в самом скором времени созвать собор русских епископов для получения от них полномочий на довершение "святейшего дела единения и мира" (sanctissima causa unionis et pacis); в заключение папа обещает Герасиму принять его в Риме с распростертыми объятиями и почтить сообразно с его достоинством (te manibus, te amplexibus, te tota mento laetitia suscipiemus et personam tuam, ut decens est, honorabimus). Но благие пожелания и надежды Евгения не осуществились. В 1435 г. Свидригайло "окова" Герасима "твердыми железы", продержал 4 месяца в тюрьме в Витебске и наконец "сожже огнем" 26 июля 1435 г. Причиной гнева Свидригайла на Герасима было то, что он уличил Герасима в сношениях с Сигизмундом, "выня" у митрополита "грамоты перевестные".
"Ист. стат. описание Смоленской епархии", 80—82; Голубииский, "История Церкви", II, ч. I, 416—418; Коцебу А., "Свидригайло, великий князь Литовский", 200—207, прил. СХХVІ.
В. Шереметевский.
{Половцов}