ГЕРДЕР
Гердер
Иоганн Готтфрид (Herder) (1744-1803), философ и писатель эпохи нем. Просвещения. В ходе дискуссии с представителями нормативной эстетики франц. классицизма и Винкельманом Г. призывал перейти от подражания античным образцам к квалифицированному изучению античной литературы и искусства на основе историч. подхода. В своей философско-историч. концепции Г. отказывается от рассмотрения шедевров античной культуры вне их места во всемирно-историч. развитии (Вост. Азия, Ближний Восток, Европа) («Идеи к философии истории человечества», 1784 — 1791). В гуманистич. концепции Г. критически переработаны различные античные точки зрения (греч. философия, рим. «человечность») («Письма для поощрения гуманности», 1793 — 1797). Основанные на представлениях об историч. обусловленности исключительности и неповторимости эпохи античности, взгляды Г. были противоположны господствовавшим тогда в Германии позициям представителей классицизма.
Источник: Словарь античности. 1989
ГЕРДЕР
Herder), Иоганн Готфрид (25.VIII.1744 - 18.XII.1803) - нем. философ, один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге, где в 1764-1769 был преподавателем церк. школы. В 1771-75 - придворный проповедник в Бюккебурге, затем и до конца дней своих - глава протестантской церкви в Веймаре. Мировоззрение Г. противоречиво, в целом это пантеизм, приближающийся к материализму, но отягощенный религ. идеями. Вслед за Вико и Вольтером Г. - один из создателей философии истории. Уже в своей работе "Еще одна философия истории" ("Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit", 1774) Г. говорит о закономерном и поступательном характере ист. развития, правда, оставаясь еще в рамках теологич. взгляда на движущие силы истории. Осн. труд Г. - "Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", 1784-91, рус. пер. 1829), где история человечества рассматривается как непосредств. продолжение истории природы; и тут и там действуют естественные законы. Общество - это органич. саморазвивающееся целое, определяющее значение в его жизни имеют язык, наука, ремесло, религия, семья, гос-во. Развитие народов составляет единую цепь культурного развития, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим. Г. дает конкретный анализ истории культуры человечества, к-рый доводит только до 14 в. Колыбель цивилизации - Азия; Г. чужд европоцентризм, свое исследование он начинает со стран Др. Востока, однако отсутствие источников не позволяет ему дать обстоятельное рассмотрение предмета. Большое внимание Г. уделяет Др. Греции, к-рая привлекает его гуманистич. характером своей культуры. Рассматривая историю Др. Рима, Г. видит причины его падения не в "испорченности нравов", а во внутр. противоречиях, раздиравших империю, в частности в разлагающем влиянии рабства. В отличие от большинства просветителей, считавших ср. века шагом назад в развитии человечества, Г. отмечал необходимый и прогрессивный характер феод. отношений, но не впадал в идеализацию средневековья, характерную для реакц. романтиков. С большой симпатией писал Г. о славянских народах, предсказывая им большое ист. будущее, что нашло широкий отклик у деятелей славянского Возрождения 19 в. По политич. убеждениям Г. - бурж. демократ, сочувствовал идеям франц. революции, но отвергал якобинскую диктатуру. В "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zur Bef?rderung der Humanit?t", 1794-1797) он разработал гуманистич. программу освобождения личности и герм. нац. единства, выступал против нац. и колониального угнетения. Г. - сторонник суверенитета и равноправия народов. Большой интерес представляет отстаивавшийся Г. проект "вечного мира", достижение к-рого, по Г., возможно лишь в результате нравств. воспитания и распространения гуманистич. идей. Г. был теоретиком лит.-обществ. движения "Буря и натиск"; он - автор мн. лит.-критич. статей и статей по вопросам иск-ва, где ставил проблему народности иск-ва. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1-33, В., 1877-1913; Zur Philosophie der Geschichte. Eine Auswahl, Bd 1-2, В., 1952; в рус. пер. - Избр. соч., М.-Л., 1959. Лит.: Меринг Ф., Иоган-Готфрид Гердер, в его кн.: Легенда о Лессинге. Лит.-критич. статьи, т. 1, (М.-Л.), 1934, с. 509-21; Гулыга А. В., О роли Гердера в формировании передовой нем. идеологии, в кн.: Из истории Германии нового и новейшего времени, М., 1958; его же, Гердер (1744-1803), М., 1963; Гайм Р., Гердер, его жизнь и соч., т. 1-2, М., 1888; Герье В. И., Философия истории Гердера, "Вопросы филос. и психол.", 1896, кн. 2-3; Stolpe H., Die Auffassung des jungen Herder vom Mittelalter, Weimar, 1955; J?ns D. W., Begriff und Problem der historischen Zeit bei J. G. Herder, G?teborg, 1956. А. В. Гулыга. Москва.