ГЕРМА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕРМА
путевые столбы, ставившиеся в Аттике через каждую тысячу пар шагов. Были посвящены Гермесу, богу путников и дорог, покрывались надписями посвятительного и предохранительного характера, а также эпитафиями в честь павших воинов.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ГЕРМА
четырехгранный столб, завершенный скульптурным изображением головы (первоначально — Гермеса). В Древней Греции - путевой знак, фетиш — охранитель дорог, границ, ворот. С XVI в. — вид декоративной и парковой скульптуры.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Герма
четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов (Вакха, Пана, фавнов), а с V века до н. э. и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр. Нередко к гермам приделывался с лицевой стороны фалл – эмблема плодородия. Служили межевыми знаками, указателями на дорогах и т. п. С определенного момента, главным образом с XVI века, такие гермы стали распространенным видом декоративной и парковой скульптуры.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ГЕРМА
первонач. символ бога Гермеса в виде изготовл. из закругл. ствола столбовидн. стержня с грубо или тщательно обработ. головой, с бородой; подчеркивались половые органы. Др. тип Г. был с фаллом в состоянии возбужд. и едва намеч. руками, более поздние типы Г. были безбородыми. Согл. Гиппарху, Г. устанавл. на дорогах из Афин с указателями расст. и популяр. сентенциями; повсеместно почит. Мн. частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Праксителя Г. стали поясными статуями и не представл. больше бога. Они сохран. портретное сходство или по меньшей мере индивидуал. черты отдельных лиц. Излюбл. были также двойные Г. великих поэтов и мыслителей в виллах и б-ках.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ГЕРМА
изваяние в виде четырехгранного столба, увенчанного скульптурной головой. Возникли в Древней Греции, где посвящались богу Гермесу (отсюда название «герма»). В честь бога – покровителя путешественников гермы устанавливались на перекрестках улиц, на дорогах, иногда на них указывали расстояния, вырезали популярные изречения. С 4 в. до н. э. форму гермы стали использовать для поясных портретных изображений (скульптор Пракситель). В Древнем Риме гермы помещали также в частных домах, виллах и библиотеках. Существовали двойные гермы (двуликого бога Януса, великих поэтов и мыслителей). Возрождение интереса к этой скульптурной форме происходит в эпоху классицизма на рубеже 18–19 вв.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Герма
первоначально символ бога Гермеса в виде изготовл. из закругл. ствола столбовидного стержня с грубо или тщательно обработанной головой, с бородой, подчеркивались половые органы. Др. тип Г. был с фаллом в состоянии возбуждения и едва намеч. руками, более поздние типы Г. были безбородыми. Согласно Гиппарху, Г. устанавливались на дорогах из Афин с указателями расстояний и популярными сентенциями, повсеместно почитались. Мн. частные лица помещали Г. в своих домах. Со времен Праксителя Г. стали поясными статуями и не представляли больше бога. Они сохраняли портретное сходство или по меньшей мере индивидуальные черты отдельных лиц. Излюбленными были также двойные Г. великих поэтов и мыслителей в виллах и библиотеках.
        
        рис. Резчик герм с тонким обоюдоострым долотом на длинной ручке (широко распространенный инструмент того времени) (краснофигурное изображение на вазе, 480 до н.э.). Справа: поздняя форма гермы. Портрет с подписью.

Источник: Словарь античности. 1989

Герма
греч. herma - столб)
   четырехгранный столб с головой Гермеса. Афинский тиран Гиппарх во 2-й пол. VI в. до н.э. воздвиг г., снабдив их поучительными надписями. Философ Платон сообщает в диалоге «Гиппарх» следующее: «...он, задумав дать образование жителям сел, расставил по дорогам, на полпути между городом и каждым домом гермы и, выбрав из своей собственной мудрости и из той, коей он был обучен, самое, по его мнению, мудрое, переложил это в элегии и начертал стихотворные изречения на колоннах, дабы... проходя туда и обратно мимо установленных герм и читая надписи, они отведали бы его мудрости и двинулись бы из сел в школы, где могли бы набраться и прочих знаний. Надписи же эти были двойные: с левой стороны каждой гермы начертано, что Гермес водружен на полпути между городом и домом; с правой стороны стоит: Памятник этот - Гиппарха: шествуй путем справедливым.
   На других гермах начертаны многие другие прекрасные стихи. Например, на Стирийской дороге сделана следующая надпись: Памятник этот - Гиппарха: друга не ввергни в обман ты» (228е - 229а).
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Первоначально символ бога Гермеса. Представляла собой колонну с вырезанной головой Гермеса и подчеркнутыми половыми органами. Гермы устанавливались на перекрестках дорог и наряду с сакральной функцией служили дорожными указателями. В 415 до н. э. гермы были уничтожены, предположительно по приказу Алкивиада. Этот труднообъяснимый акт святотатства послужил дурным предзнаменованием для неудачного похода афинского флота на Сицилию. Во времена Рима гермы потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и изготавливались в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или бога. Такими гермами римляне украшали свои сады и библиотеки (в последних были особенно популярны двойные гермы великих поэтов).
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   в Др. Греции первонач. каменный столб, увенчанный головой или бюстом божества, чаще всего Гермеса и Гекаты. Г. ставились на перекрестке дорог и у входа в дом с целью отвратить беду от путника и жильцов. С IV в. до н. э. Г. - портретные изобр. великих людей. Известны также двойные Г.: бюсты Гомера и Архилоха, Геродота и Фукидида, двуликого Януса и даже трехликого Диониса (молодого, зрелого, старого), а также Г. Гекаты в окружении хоровода харит.
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Формирование национально-патриотической концепции Ф. Шлейермахера в годы наполеоновских войн в Герма

Стерхов Дмитрий Владимирович
В статье рассмотрены этапы формирования национально-патриотических взглядов немецкого протестантского теолога Фридриха Шлейермахера, отправной точкой которого автор считает поражение Пруссии в войне с Францией 1806 г.
Читать PDF
0.00 байт

Судьба послевоенного архитектурного модернизма в современной Германии. Особенности полемики в  Герма

Буттлар Фон Адриан
Дискуссии относительно сохранения памятников архитектуры послевоенного периода (послевоенного модернизма) позволяют показать избирательность «стратегий памяти».
Читать PDF
0.00 байт

2001. 01. 016. Зольмс Г. О. , артемьев И. Ю. Политическая культура в условиях демократии: опыт Герма

Листовская В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Спиной к спине: двойная герма Сократа и Сенеки и «Визуальная мораль» в античном мире

Р. В. Светлов, В. В. Савчук
Already in archaic Athens herms can play not only a cult role, but also social and didactic.