— архимандрит Воскресенского на Истре, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, воспитывался при патриархе Никоне, "был из младенчества Святейшего келейник" и "присный ученик" его. Потом он был при Никоне иподиаконом; на известной сохранившейся в Новом Иерусалиме картине — портрете Никона с Воскресенской братией — Герман изображен держащим перед патриархом разогнутую книгу. В достопамятный день 29 ноября 1666 года, в который в Новый Иерусалим приехали архиепископ Псковский Арсений с товарищи, чтобы взять Никона в Москву, Герман получил от Никона поручение выслать из церкви назойливого Спасо-Ярославского архимандрита Сергия. "По преселении" Никона из Нового Иерусалима Герман был в этом монастыре уставщиком, а в 1678 году был уже "строителем", т. е. первым после архимандрита монастырским должностным лицом. В 1678 году он по приказанию посетившего монастырь царя Федора Алексеевича вместе с другими старожилами Нового Иерусалима написал "весь устав церковный и чин монастырской по чину, как было при Святейшем". После смерти архимандрита Варсонофия Герман 2 декабря 1680 года в качестве начальника монастыря принимал царя с царицей и царевнами, а в марте 1681 года Герман был уже архимандритом. Ввиду того что царь сам предложил возвратить в Новый Иерусалим с Бела-озера Никона, Герман с братией подали Царю витиеватую челобитную, в которой просили "Благочестивейшего Государя Царя богоподобное благоутробие" "подать Церкви исполнение, привести кораблю кормчия, послать пастыря стаду, приставить главу телу", возвратить им "Христоподражательного их наставника Святейшего Никона, проведшего их через море мира, яко Моисей". 26 августа 1681 г. Герман принимал участие в продолжавшемся 10 часов погребении привезенного в Новый Иерусалим тела Никона, умершего на пути с Бела-озера. При отъезде из монастыря с похорон Никона царь пожаловал на братию 150 руб., а Герману лично еще "своей, Государевой, конюшни иноходца бура"; и в том и в другом случае Герман "Великому Государю кланялся в землю". Герман был заботливым хозяином монастыря: он энергично оберегал монастырские вотчины от посягательств на них воевод и соседей, хлопотал о приписке к Новому Иерусалиму монастырей с их доходами, отстраивал Московское подворье монастыря и особенно заботился о "навершении" начатой Никоном постройки "великой" монастырской церкви. При помощи царя, "возжелавшего от всея души своея совершити великую церковь", и давней почитательницы Никона царевны Татианы Михайловны дело шло успешно, но Герман не дожил до освящения этой церкви. 11 сентября 1682 года он еще торжественно встретил царевен Татиану Михайловну и Софию Алексеевну, а 11 декабря того же года его не стало. Он был погребен в приделе Всех Святых и на его гробнице была помещена стихотворная витиеватая эпитафия. Эта эпитафия называет Германа "рачителем писания хитроученым" и говорит, что он "изрядная сочини псалмопения, разумностию то и расположения". Образцом творчества Германа служит "сложнописание", возложенное им на гроб патриарха Никона. Эта эпитафия, прославляя Никона, "отца святейша, всем концам знаменита, неверным всем страшна, слогов правыя веры и дел снискателя ясна", превозносит похвалами "царя благосерда Феодора и ко всей Церкви милосерда Алексеевича ... чадо благо, отчу целя язву (т. е. исправляющего прегрешение царя Алексея), Самодержца великих царств того преславна, Всея России владыку ясна и преизрядна".
Леонид, Архимандрит, "Ист. Опис. Ставропиг. Воскр., Новый Иерусалим именуемого, монастыря" ("Чт. О. И. Др. Рос." 1874 г., III и IV), 20, 22, 34, 35, 39, 41, 45, 50—54, 61, 63, 98—99 (эпитафия Никона), 101 (эпитафия Германа), 127.
В. Шереметевский.
{Половцов}